Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/205]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
187 намъ, Ѳеодоръ Ивановичъ, и помыслити по твоему, еже самое
существо во Христѣ вѣровати, или безъ плоти Христу до воскре¬
сенія во адъ сходите съ душею единою, или Святому Духу са¬
мому существомъ снити на Апостолы тогда въ Пятдесятницу» 32). Къ догматическому ученію о Святомъ Духѣ Аввакумъ при¬
мѣнилъ тотъ же самый принципъ «непоступносги» Божества, и
съ этой точки зрѣнія оказалось, что «самое существо Паракли-
тово отнюдь свойство' недвижимо пребываетъ», или (какъ, по
словамъ Ѳедора, выразился еще рельефнѣе какой-то ученикъ
Аввакума, «слѣпой бѣдной буесловъ»), Богъ Духъ не посылается
съ неба никуды, но благодать и сила отъ Духа посылается».
Согласно съ такимъ взглядомъ, приходилось признавать, что въ
день Пятидесятницы Духъ Святый сошелъ на апостоловъ не
существомъ, а только благодатью,4 подобно тому, какъ Онъ дѣй¬
ствовалъ черезъ пророковъ. «Статное ли то дѣло, восклицалъ
Аввакумъ, существомъ Духу Святому снити и раздайте дары,
паки горѣ взыти? Самый робячѳй розмыслъ! Якожѳ посулилъ
Господь, тако и сотворилъ: въ десятый день по Вознесеніи
посла Утѣшителя, сирѣчь благодать, а не самое существо, ниж
тварно что, но благъ благодать пріиде и вселися во ученики и
неотлучно пребысть съ ними». Какъ передаетъ Ѳедоръ, м въ
этомъ случаѣ не обошелся Аввакумъ безъ крайне реалистиче¬
скаго толкованія чудеснаго факта, сообщаемаго Священнымъ Пи¬
саніемъ: «тѣ убо языки на главахъ апостольскихъ не Духа Свя¬
таго сѣденіе глаголалъ онъ, но благодать пришедшую изъ апо¬
столовъ сквозѣ тѣмя: не вмѣстилася-де въ нихъ вся и на главы
вышла!» Заблужденія относительно свойствъ Сына Божія и Свя¬
таго Духа были самыми упорными, и Аввакумъ продолжалъ ихъ
держаться, даже примирившись съ Ѳедоромъ относительно дру¬
гихъ пунктовъ разногласій 83). Коснулись въ спорѣ ученія о душѣ, причемъ изъ словъ
Аввакума можно предполагать, что споръ этотъ возникъ вслѣд¬
ствіе уподобленія души Божественному существу по ея безплот¬
ности и трисоставности, на что можно найти указанія у Отцевъ
Церкви. Аввакумъ утверждалъ, что всѣ святые «научаютъ, яко
душа единосрасдена и тѣлесовидна: умъ, слово и духъ — сиды * **)») Мат. УІ, стр. 101. **) РКП. Черниговской дух. сен. № 186, ст. 16. Мат. VI, стр. 101, 120. ОідШіесІ Ьу Ьоояіе