Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/200]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
182 «воста Христосъ» и было поводомъ для Аввакума уставовить
различіе между востаніемъ и воскресеніемъ. Ѳедоръ относительно этого пункта разногласіе мыслилъ вполнѣ
православно и ссылался на Священное писаніе (Евангеліе и Дѣя¬
нія апостоловъ) и на православное богослуженіе, говоря: «паче
же святый Дамаскинъ Іоаннъ во Октаѣ, во всѣхъ осыи гласилъ,
по вся воскресныя дни, въ стихѣрахъ и канонѣхъ научаетъ,,
яко во адѣ быоть Христосъ до воскресенія Своего съ душою
единою три дни и три нощи, по словеси Своему, якоже Іона въ
китѣ, а во гробѣ съ плотію толико же лежа, погребенъ бѣ; а
не послѣ востанія отъ гроба сходилъ съ плотію, — никакоже».
Кромѣ этого Ѳедоръ ссылался на Цвѣтную Тріодь и на сочи¬
ненія отдевъ церкви: Евсевія Самосатскаго, Іоанна Златоуста,
Григорія Солунскаго и Епифанія Кипрскаго 24). Аввакумъ же въ
свое оправданіе приводилъ слѣдующія свидѣтельства: 1) Слово*
Іоанна Златоуста на св. Пасху, въ которомъ говорится: «сво¬
бода насъ Спасова смерть, угаси бо ея, иже отъ нея держимый,
умучц ада сошедый во адъ, горе бысть ему вкусившу плоть,
его»; въ этихъ словахъ Аввакуму особенно убѣдительнымъ въ
пользу его воззрѣній казалось выраженіе «вкусившу плоть», и
онъ прибавлялъ въ поясненіе: «а не нагую душу», хотя цитата
не имѣла.никакого отношенія къ вопросу о сошествіи Христа
во адъ. 2) Изъ пророчества Исаіи приводятся слова: «адъ огор-
чися, срѣгь тя долѣ, ибо поруганъ бысть; пріятъ тѣло, и Богу
прираэися» и т. д., причемъ выраженіе: «пріятъ тѣло» также
толкуется въ буквальномъ смыслѣ, съ поясненіемъ «не нагую
душу». 3) Изъ «Слова на иконоборцевъ» Іоанна Дамаскина въ
Большомъ Соборникѣ дѣлается слѣдующая цитата, тоже не под¬
ходящая къ вопросу: «Но речепш мнѣ, противниче, всяко, яко
Христосъ неописанъ есть, и недомыслимъ, и безстрастенъ, и
непостижимъ; и аэъ тебѣ глаголю тако: но плотію описуется,
якоже явися на земли со страстьми ея. Но паки речеши ми, яко
прочее разлучавши плоть отъ* Божества? Но послушай сопро-
тивляяйся, яко никогдаже разлучишася другъ отъ друга, ниже
во утробѣ матери, ниже в крещеніи, ниже на крестѣ, ниже во
адѣ». 4) Слова Епифанія Кипрскаго: «Предшествуютъ же ему
архангели Михаилъ и Гавріилъ и прочія силы ангельскія, гла- “) Мат. VI, стр. 105—107. Оідііігесі Ьу ѵ^оодіе