Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/195]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
177 трое течетъ источникъ божества. По Арію не рцы — три суще¬
ства не равныя, а равныя три существа добрѣ иди естества. Не
шевели больше того. Несѣкомую сѣки, небось, по равенству едино
9а три существа или естества. Якоже бо слово отъ души ро¬
ждается и паки въ человѣка не возвращается, тако и Сынъ отъ
Отца родился и во чрево Отчее паки не возвратися. Якоже Спасъ
рече: Азъ Во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ,— волею, а не существо въ
существѣ. Три цари небесные, три непостижимые, Комуждо особ-
но сѣдѣніе: Отцу я Сыну и Святому Духу. Не спрятався сѣ-
дятъ три цари небесные: яко Петръ и Павелъ и Іоаннъ Бого¬
словъ, трое растрящи, тому прилично и божественное трое рав-
дѣлыпееся». Всѣ выраженія, которыя мы напечатали курсивомъ,
служатъ, на нашъ взглядъ, достаточно убѣдительнымъ доказатель¬
ствомъ, что въ своихъ еретическихъ сочиненіяхъ Аввакумъ не
имѣлъ въ виду проповѣдывать ереси, а стремился только рельеф¬
нѣе, образнѣе опровергнуть предполагавшуюся имъ ересь Ѳе¬
дора: Троицу оя'і называетъ «несѣкомой», говоритъ о «единомъ
существѣ», но, по его мнѣнію, Ѳедоръ «пряталъ существо въ
существо», и онъ даже напоминаетъ Ѳедору, будто тотъ гово¬
рилъ: «Аввакумъ свинья, что знаешь? А я небесныя тайны вѣ¬
щаю; мнѣ дано; словомъ говорю Троицу, а умнѣ во Отцѣ Сына
и Духа вѣрую» 15). Своему образному представленію лицъ Св. Троицы Аввакумъ
думалъ найти подкрѣпленіе въ иконописномъ изображеніи явле¬
нія св. Троицы Аврааму. «Видали вы, братія, говоритъ онъ, на
иконахъ пишется,—подъ дубомъ за столомъ три ангела сидятъ
въ равенствѣ святыхъ образовъ, еже есть всѣмъ тремъ единъ
образъ по равенству: яковъ первый, таковъ и вторый и третій,
неслитна лица святѣй Троицѣ, но въ тождествѣ зрака сый». По
цитатѣ Яковлева, приведенной выше, Аввакумъ ссылался также
и на лицевую Палею. Такое стремленіе къ образности привело
единомышленника Аввакума, Лазаря, къ дальнѣйшему развитію
еретическаго ученія о Св. Троицѣ. По словамъ діакона Ѳедора,
Лазарь, препирайсь съ нимъ, вопилъ: «Троица рядкомъ сѣдитъ,— ”) Мат. ѴШ, стр. 219 — 220, ркп. Чѳрн. дух. сѳм. ЭД 186, ст. 1—10. По-
год. № 1679, х. 79, ст. 1—4. Къ ркп. Черниговской дух. сен. № 186, мы на¬
ходимъ еще одну «статью», хорошо характеризующую стремленіе Аввакума къ
образному представленію догмата: «Яко три солнышка ѳдиносвѣтни свѣтить
три цари небесные, дицы и образы равный». Хр. Чт. 1897 г. іюль, стр. 70—71 . 12 ОідШгесІ Ьу ѵ^оодіе