Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/190]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
172 обстоятельно доказано авторомъ статьи «Протопопъ Аввакумъ,
какъ вѣроучитель и законодатель раскола»7) и П. С. Смирно¬
вымъ 8), тѣми данными, которыя находятся въ раскольническихъ
источникахъ. Источники эти слѣдующіе: 1) «Сказаніе о распряхъ, происходившихъ на Керженцѣ изъ-
за Аввакумовыхъ догматическихъ писемъ», напечатанное въ
ѴІП т. «Матеріаловъ» г. Субботина, извлеченное изъ рукописи
Имп. Публ. Библіотеки, № 1256 (Погод.), которою пользовался
г. Есиповъ въ статьѣ «Керженцы въ царствованіе Петра Вели¬
каго» 9). «Сказаніе» это состоитъ изъ двухъ частей, изъ кото¬
рыхъ первая историческая, а вторая полемическая. Въ первой
части, цѣликомъ изданной г. Субботинымъ, мы находимъ крат-*
кое извлеченіе изъ «писемъ» Аввакума (стр. 219—223) и изъ
посланія дьякона Ѳедора, къ его сыну Максиму (объ этомъ по¬
сланіи мы говоримъ далѣе) и подробное изложеніе распри, про¬
исходившей въ Керженскихъ скитахъ въ концѣ XVII и въ на¬
чалѣ ХѴПІ вв., причемъ защитниками еретическихъ мнѣній
Аввакума являлись игуменъ Сергій, старецъ Онуфрій, Поликарпъ
Петровъ, Ероѳей Андреевъ и др. Вторая часть озаглавлена «Обли- . ченіе отъ святаго писанія на несогласныя письма протоцопа
Аввакума и на заступниковъ тѣхъ писемъ, старца Онуфрія, Іеро-
ѳея бѣльца и на единомышленниковъ ихъ» и напечатана г. Суб¬
ботинымъ не въ полномъ составѣ, такъ какъ догматическія раз¬
сужденія представляютъ въ значительной степени повтореніе
сказаннаго въ первой части; для насъ эти разсужденія не имѣютъ
интереса, такъ какъ касаются позднѣйшей догматики раскола; въ
этой же второй части имѣется «Сказаніе вкратцѣ о брани прото¬
попа Аввакума съ Ѳеодоромъ діакономъ о вѣрѣ и о несоглас¬
ныхъ писмахъ Аввакумовыхъ, ихже многая лѣта держалъ и вѣ¬
ровалъ старецъ Ануфрій, и какъ потомъ отложилъ и похулилъ»,—
это «Сказаніе» дополняетъ нѣкоторыми подробностями свѣдѣнія,
сообщаемыя въ первой части. Сочиненіе написано въ 1710 году
противникомъ Аввакумовскихъ теорій. 2) «Собраніе отъ божественнаго писанія вкратцѣ, на обли¬
ченіе ложныхъ и нецерковныхъ, несогласныхъ съ божественнымъ 7) Братское Слово, 1875 г. IV, отд. 2, стр. 266—276. 8) Хр. Чт. 1897 г. іюль, стр. 60—94. 9) Раск. дѣла XVIII ст., т. II, стр. 203—277. Оідііііесі Ьу ѵ^оскне