Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/188]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
170 частью уже напечатанныхъ г. Субботинымъ, частью же намъ
неизвѣстныхъ, и по этимъ выпискамъ можно заключать, что со¬
ставитель статьи имѣлъ подъ руками какой-то сборникъ подлин¬
ныхъ сочиненій Аввакума, Хотя нѣкоторыя изъ этихъ выписокъ
не имѣютъ никакого отношенія въ вопросу о еретичествѣ Авва¬
кума, но въ виду того, что онѣ извлечены изъ не дошедшихъ
до насъ сочиненій Аввакума, мы помѣщаемъ ихъ въ приложеніи
въ настоящему изслѣдованію. Протоіерей Андрей Іоанновъ сообщаетъ, кромѣ приведеннаго
въ «Розыскѣ» отрывка изъ письма къ Игнатію Содовлянину,
слѣдующія двѣ выписки: 1) «Да слышитъ сынъ мой духовный
Ѳедька отщепенецъ, отъ никоніанъ рукоподоженецъ: блудишь
сице пиша и глаголя о Святѣй Троицѣ:. несѣкомо есть, и нераз¬
дѣльно лицо коеждо другъ отъ друга; не такъ, не бляди: кому-
ждо особно есть сѣдѣніе Отцу; и Сыну, и Духу Святому; не
спрятавши сидятъ три Цари небесные»; 2) «Яко же бо слово
отъ души рождается,' и паки въ человѣка не возвращается, тако
и Сынъ отъ Отца родился, а во чрево Отчее не возвратной. И
о душѣ тою же слѣпотою говоришь, слушать нѣчего; гдаголеши
бо ее трисоставну; не такъ, не бляди; вси святіи научаютъ, яко
душа единорастлѣна и тѣлесовидна, умъ, слово и духъ, Ангелъ
нѣкій, чистѣйшій духъ, душа, но плотовидна есть, единовидна,
а не трисоставна8). Въ «Извѣщеніи праведномъ о расколѣ безпоповщины» быв¬
шаго безпоповца Григорія Яковлева мы находимъ нѣкоторыя су¬
щественныя дополненія въ приведеннымъ выпискамъ: 1) ерети¬
ческое изложеніе догмата о Св. Троицѣ сопровождается слѣдую¬
щей ссылкой Аввакума: «Зри такъ на Палеи пишется въ ли¬
цахъ»; 2) догматъ о воплощеніи изложенъ подробнѣе, чѣмъ у
Св. Димитрія Ростовскаго: «Азъ Аввакумъ сице исповѣдую и
вѣрую: свойство недвижимо, но изліявъ себѣ все Слово во ут¬
робѣ Дѣвыя, силу существа естественную, сирѣчь благодать со¬
вершенную. Припряженна бо къ Божію хотѣнію сила; восхотѣвъ
и изліявъ себѣ неизреченно, а самое существо отнюдь не до¬
ступно. Соступивъ съ небесе силою благодати своея къ намъ
весь въ Пречистую Дѣву. Тверди: весь благодатію, а существомъ
весь горѣ со Отцемъ бѣ несѣкомо. Исповѣдую во утробѣ Дѣвыя 33) Поли, истор. иввѣстіѳ о раскольникахъ, ивд. 1856 г., стр. 62. Оідііігесі Ьу