Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/183]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
і 166 ихъ не освободили, а посадили въ земляной срубъ вмѣстѣ съ
матерью. Сохранилось письмо Аввакума, посланное имъ женѣ и дѣтямъ
вскорѣ послѣ этихъ казней. Ссылаясь на Священное Писаніе, Авва¬
кумъ напоминаетъ, что нынѣшнее, земное существованіе суетно
и потому не слѣдуетъ терять бодрости духа и надо положиться
на Христа и Богородицу, которые защитятъ отъ всякихъ бѣд¬
ствій. Вспоминаетъ Аввакумъ и о Пашковѣ: «Помните, — звѣрь
даурскій всяко распопу бѣднова, еже есть меня протопопа, умыш¬
лялъ погубить: а не явно ди Божія милость? На Москвѣ въ ру¬
ки мнѣ Богъ его выдалъ,—ростеняся лежитъ предо мною, что
мертвой! Помнишь, жена, какъ онъ мнѣ говоритъ: ты воленъ и
со мною, что хощешъ, то и сотворитъ! А я постригъ его и по¬
схимилъ, по воли Божіи и по докуки своей къ Нему, Свѣту. Пом¬
нишь ли въ Даурахъ казакамъ на поѣздѣ говорилъ, и, въ Ени¬
сейскѣ Ржевскому и вездѣ по городамъ: мнѣ реку Пашкова по¬
стричь надобно! Да Богъ мнѣ тово и далъ. А то вы и не вѣдаете,
какъ о томъ докучалъ Богу». Страннымъ представляется это
сообщеніе Аввакума женѣ и дѣтямъ, людямъ, хорошо знавшимъ
обстоятельства его жизни, о фактѣ, котораго не было. Въ 1682
году мЫ встрѣчаемъ Пашкова воеводой въ Нерчинскѣ 17), такъ
что Аввакумъ не могъ не только «посхимить» его, но даже про¬
сто постричь. Неужели озлобленіе противъ Пашкова было такъ
сильно, что Аввакуму пріятно было утѣшать себя иллюзіями о
мести? Не явилось ли такое ложное сообщеніе вслѣдствіе намѣре¬
нія Аввакумаприписать своему частному письму болѣе общій харак¬
теръ литературнаго произведенія, въ которомъ наказаніе притѣс¬
нителя представлялось бы весьма поучительнымъ? Упомянувъ
объ этой мнимой мести, Аввакумъ успокаиваетъ жену увѣреніемъ,
что такимъ же образомъ попадутъ на ихъ расправу и никоніане:
«А нынѣшнюю эиму потерпите только маленко: силенъ Богъ,—
уже собакъ—тѣхъ, перепутавъ огненнымъ ужемъ, отдастъ намъ
въ руки». Затѣмъ Аввакумъ обращается къ сыну своему Аѳанасію, хва¬
литъ его за твердость въ вѣрѣ, что онъ предъ воеводой не от-
рекся отъ раскола: «яко левъ рычи, живучи, обличая ихъ много¬
образную прелесть», наставляетъ онъ сына. Вмѣстѣ съ этимъ онъ «) Д. А. И. т. VIII, стр. 346. Оідііігесі Ьу Соодіе