Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/179]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
161 е рыдать горько, и отъ туги великія забылся, лежалъ на земли,
и видѣлъ тя предъ собою стояща, или ангела твоего, умиленна,
подпершися подъ лице правою рукою. Азъ же возрадовался, и
началъ тя добызати и обымати со умиленными глаголы. И ви¬
дѣлъ на брюлѣ твоемъ язву зѣло велику, исполнену гноя многа
и убоявся вострепеталъ душою своею, и положилъ взнакъ на
войлокъ свой, на немже молитвы и поклоны творю, и начавъ
язву на брюлѣ твоемъ слезами моими поіфопляти, а руками
сводите: и бысть цѣло брюло и здраво, яко николиже болѣ. Ду¬
ша же моя возрадовася о Господѣ и о здравіи твоемъ зѣло. И
паки поворотилъ тя вверлъ спиною твоею, и видѣлъ спину твою
згнившу паче брюла, и язва болыпи первыя явися. Мнѣ же тако
плакавшуся, рукама своима сводящу язву твою спинную, и мало
посошдася, и не вся исцѣлѣ. И очутился отъ видѣнія того, не
исцѣлилъ тя всего здрава до конца». Изъ этого видѣнія дѣ¬
лается такой выводъ: «нѣтъ, государь, болше покинуть о тебѣ
плакать: вижу, не исцѣлить тебя», т. е. надежды на исправленіе
царя уже нѣть, она свыше признана неосуществимой. Заговоривши о чудѳснылъ явленіяхъ, Аввакумъ разсказы¬
ваетъ царю еще о двухъ своилъ видѣніяхъ: одно было во время
заключенія Аввакума въ Угрѣшскомъ монастырѣ, и мы о немъ
уже упоминали по поводу дѣла о сыновьяхъ Аввакума; дру¬
гое—было въ Пустозерскѣ и представляется характернымъ,
какъ по обстоятельствамъ, его сопровождавшимъ, такъ и по сво*-
ему содержанію. Начиная съ понедѣльника первой недѣли вели¬
каго поста 1669 г., Аввакумъ ничего не ѣлъ въ теченіе 4 дней,
а въ пятницу «прежде часовъ (говоритъ онъ) началъ келейное
правило, псалмы Давыдовы пѣти, и пріиде на мя озноба зѣло
люта и на печи зубы мои разбило з дрожи. Мнѣ же лежащу на
печи, умомъ моимъ глаголющу псалмы, понеже отъ Бога дана
Псалтырь изустъ глаголати мнѣ». Несмотря на сильное изнуре¬
ніе, строгій постъ продолжался еще нѣсколько дней, и «отъ дро¬
жи тоя нападе на мя мытъ, и толико изнемогъ, яко отчаявшу-
жися и жизни сея, уже всѣхъ дней десять не ядшу ми и болши».
Наконецъ, въ ночь на пятницу второй недѣли Аввакуму пред¬
ставилось слѣдующее видѣніе: «Божіимъ благоволеніемъ распро-
странися языкъ мой и бысть великъ зѣло, потомъ и зубы быша
велики, а се и руки и ноги быша велики, потомъ весь широкъ
и пространенъ подъ небесемъ и по всей земли распространился; и ) Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе