Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/178]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
I 160 и многихъ прелстятъ». Затѣмъ Аввакумъ рѣшительно повто¬
ряетъ мысль о паденіи даря, такъ какъ онъ покровительствуетъ
«искривленію Никона богоотмѣтника и еретика». «Умеръ еси по
души его ученіемъ, а не воскресъ», говоритъ онъ царю и тре¬
буетъ новаго разбора дѣла, хотя уже не въ формѣ очной ставки
съ противниками, какъ того желалъ Лазарь: «Аще правдою спро¬
сишь, и мы скажемъ ти о томъ ясно, и усты къ устамъ, съ очей
на очи возвѣстимъ ти велегласно. Аще ли же ни, то пустимъ до
Христова суда. Тамъ будетъ тебѣ тошно; да тогда не пособишь
себѣ ни мало. Здѣсь ты намъ праведнаго суда съ отступниками
не далъ: и хы тамо отвѣщатп будеши всѣмъ намъ». Загробны¬
ми казнями грозить Аввакумъ и православнымъ іерархамъ, ко¬
торые льстятъ царю, и даже отказывается отъ всякой попытки
убѣдить ихъ: «нѣсть бо уже намъ къ нимъ ни едино слово».
Одна надежда остается на царя, но и она слаба: «Все въ тебѣ,
царю, дѣло затворися, и о тебѣ единомъ стоитъ. Жаль намъ
твоея царскія души и всего дому твоего, зѣло болѣзнуемъ о
тебѣ; да пособить не можемъ: понеже самъ ты пользы ко спа¬
сенію своему не хощеши». Упомянувъ затѣмъ о неправославіи грековъ, на основаніи
свидѣтельствъ Арсенія Суханова и «Повѣсти о бѣломъ клобу¬
кѣ», Аввакумъ касается распоряженія правительства не погре¬
бать раскольниковъ и «лишать ихъ исповѣди и святыхъ тайнъ»
и такъ же, какъ и Лазарь, утверждаетъ, что за такія притѣсне¬
нія предстоитъ раскольникамъ еще большая награда отъ Бога,
что этимъ они уподобляются святымъ мученикамъ, такъ что въ
сущности царь «со властьми своими добро такъ придумалъ».
«Елико ты насъ оскорблявши болши, и мучишь, и томишь: то-
лико мы тебя больше любимъ, царя, и Бога молимъ до смерти
твоей и своей о тебѣ и всѣхъ клянущихъ насъ: спаси, Господи,
и обрати по истинѣ своей! Аще же не обратитеся, то вси по¬
гибнете вѣчно, а йе временно». Послѣ такого замѣчанія Аввакумъ опять естественно пере¬
ходитъ къ вопросу о православіи царя и въ подтвержденіе сво¬
его отрицательнаго взгляда ссылается на слѣдующей чудесное
видѣніе: «Нѣкогда мнѣ молящуся о тебѣ з горними слезами, отъ
вечера и до полунощи зѣло стужающу Божеству, да же бы тебѣ
исцѣлитися душею своею и живу быти предъ нимъ, и отъ тру¬
да своего азъ многогрѣшный падохъ на лиды своемъ, плакался ** Оідііігесі Ьу Соодіе