Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/177]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
159 богомольцы своими, во единой святой купели ты освященъ еси,
единыя же Сіонскія церкви святымъ сосецъ ея нелестнымъ мле¬
комъ воспитѣнъ еси съ нами, сирѣчь единой православной вѣ¬
рѣ и здравымъ догматамъ съ нами отъ юности наученъ еси.
Почто по духу братію свою тако оскорблявши?» Аввакумъ старается снять съ себя и своихъ собратій обви¬
неніе въ расколѣ и, даже въ ереси, которое противъ нихъ вы¬
ставлялось православными полемистами; въ подобныхъ неспра¬
ведливыхъ укорахъ виноватъ сцмъ царь: «Ты, самодержче, судъ
подымеши о- сихъ всѣхъ, иже таково дерзновеніе имъ подавый
на ны... Воистину, царь-государь, глаголемъ ти: смѣло дерзаете,
но не на ползу себѣ. Кто бы смѣлъ рещи таковыя хулныя гла¬
голы на святыхъ, аще бы не твоя держава попустила тому бы-
ти?» Въ противовѣсъ такому обвиненію въ расколѣ, является у
Аввакума извѣстное, общее всѣмъ раскольникамъ, унаслѣдован¬
ное отъ древнихъ временъ, опроверженіе необходимости испра¬
вленія церковныхъ книгъ и обрядовъ: если мы раскольники и
еретики, то таковы и всѣ святые отцы наши, всѣ прежніе цари
и патріархи. Повидимому, Аввакумъ не возстаетъ противъ са¬
маго принципа исправленія, если въ книгахъ дѣйствительно есть
погрѣшности; онъ говоритъ: «Аще во православіи нашемъ, оте¬
ческихъ святыхъ книгахъ и догматѣхъ ихъ, хотя едина ересь и
хула на Христа Бога обрящется и церковь его: то рады мы за
нихъ прощатися предъ всѣми православными, паче же за то,
аще мы отъ себе что внесохомъ соблазновъ въ церковь или рас¬
колы». Но такихъ погрѣшностей въ старыхъ книгахъ найти не¬
возможно: «вся бо церковная права суть разумѣвающиыъ исти¬
ну и здрава обрѣтающимъ' раэумъ по Христѣ Іисусѣ, а не по
стихіямъ сего міра, за нюже мы страждемъ и умираемъ и крови
своя проливаемъ». Отвергнувъ такимъ образомъ мысль о не¬
исправности старыхъ книгъ, Аввакумъ выставляетъ и принци¬
піальное возраженіе противъ Никоновой реформы, возраженіе,
связанное съ распространившимися вѣрованіями въ скорое на¬
ступленіе антихристова царства и высказывавшееся нѣкоторыми
расколоучителями уже раньше: «Испытай, царь христіанскій, пи¬
саніе и виждь, яко въ послѣдняя времена исправленія вѣры и
обрѣтенія истины нигдѣ же нѣсть и не будетъ, но вездѣ писано
есть: въ послѣдняя времена отступятъ вѣры, а не исправятъ ю,
и исказятъ писанія и превратятъ, и внесутъ ереси погибельныя ОідШгесІ Ьу Слоо^іе