Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/163]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
145 бы Іисуса Христа «ворохъ», обвиняетъ вообще православныхъ
іерарховъ въ разныхъ хулахъ противъ Спасителя и т. д. Вторая редакція посланія Іоанну (Мат. VI, стр. 310—312), при¬
надлежащая тоже Ѳедору, есть простое сокращеніе изложенной
первой редакціи, а потому мы.не будемъ на ней останавливаться»
и обратимся къ третьей редакціи, которая, по нашему мнѣнію,
даетъ возможность возстановить процессъ сочиненія расколоучите¬
лями отвѣта на посланіе Іоанна. Эта третья редакція, подъ загла¬
віемъ «Посланіе къ нѣкоему Іоанну», помѣщена г. Субботинымъ
въ числѣ сочиненій Аввакума (т. V, стр. 224 — 230) и предста¬
вляетъ въ значительной своей части почти буквальное сходство съ
посланіемъ Ѳедора: со стр. 224 до 228 строки 5 оно соотвѣтствуетъ
стр. 61 — 66 т. VI, на стр. 228 строки б —19 соотвѣтствуютъ т. VI,
стр. 72, стрк. 2—17, разсказа о попѣ Сысоѣ, обличенія никоніан¬
скаго нестроенія нѣтъ, но за то конецъ посланія (стр. $28—230),
содержащій толкованіе 18 главы Апокалипсиса о пришествіи анти¬
христа въ примѣненіи къ Россіи, совсѣмъ иной, позволяющій ви¬
дѣть другого автора. Дѣло книжнаго исправленія представляется
тутъ слѣдующимъ образомъ: въ 1652 году былъ возведенъ на па¬
тріаршій престолъ Никонъ и тотчасъ началъ сообща съ царемъ
«казити на Русіи христіянскую вѣру», сперва внесли «триперстную
ересь», затѣмъ и «иныя безчисленныя воровскія умыслы творяху
ко истребленію православныя вѣры». Такъ шло дѣло до «соборища»
1666 года, царь далъ всю волю Никону, который дѣлалъ, что хо¬
тѣлъ, а самъ царь ^притворялся, «будто и не ево дѣло». Потомъ
и «соборшце собра царь Алексѣй на подкрѣпленіе тоя бляди, въ
лѣта та, яже Богословъ наэнаменуетъ: число бо человѣческое, и
число ею 666*. Пришелъ антихристъ, его печать—благословеніе
именословное и троеперстіе, его рога—Никонъ и царь Алексѣй,
который «пишется въ книгахъ рожка круглинки въ космахъ, яко
у барашка, добродѣтель знаменуетъ, льстя житіемъ, явлняся доб¬
рымъ, бодый церковь рогами и уставы ея стирая». Царь былъ по¬
мощникомъ злу, и въ самыхъ именахъ патріарха и царя отыски¬
вается символическій смыслъ: «единъ побѣдитель, Никита по алфа¬
виту, или Никонъ, а другой пособитель, Алексѣй». «Еще ли нс
разумѣвши? спрашиваетъ авторъ, въ которомъ по стилю легко
узнать Аввакума, — да сльппи: азъ ти дебѣло возглаголю. Царь
Алексѣй девять лѣтъ добро жилъ, въ постѣ, и въ іолитвѣ, и въ
милости. А Никонъ егда на патріаршество вкрался, показуя чело- • ю .; * ' - Чй . • . . V* . . • Оідііігесі Ьу ѵ^оодіе .•Л I