Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/161]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
143 они обращаются къ «истинной службѣ» безъ колебанія, вполнѣ
искренно, безвозвратно, съ готовностью умереть за старое благо¬
честіе, то съ ними разрѣшено сообщаться, такъ какъ и Христосъ
простилъ апостола Петра, отъ него отрекшагося; но слѣдуетъ чу¬
ждаться такихъ поповъ, которые дѣйствуютъ двоедушно, «вертятся,
яко прахъ вѣтромъ», для которыхъ безразлично по нѣркольку разъ
переходить отъ однихъ къ другимъ. Что касается второй катего¬
ріи, т. е. поповъ «мерзкихъ», то они, какъ поставленные незакон¬
ными архіереями, «не священи суть, кононному суду подлежать
и анаѳемѣ», отъ нихъ повелѣвается «православнымъ Христіаномъ
ни благословенія пріимати, ни крещенія, ни молитвы, и въ церкви
съ ними не молитися, ниже въ домѣхъ». Они «самовластно отеѣк-
лись отъ церковнаго исполненія» и представляютъ собою «часть
антихристова войска». А время антихристово близко: «лжеучителей настоящаго вѣка»
Ѳедоръ уподобляетъ апокалипсическимъ «конямъ сатаниньшъ»,
такъ какъ «главы у нихъ лвовы, то есть рыканіе ихъ звѣрское
являетъ, и обтичють бо сушу и море, ища вѣрнаго поглотити въ
прелесть свою; и въ хвостахъ ихъ жало, то есть ученіе смерто¬
носное, его же аще кто пріиметь отъ нихъ, то живъ не будетъ
во вѣки, умретъ душею и тѣломъ; а хвостъ, то лесть знаменуетъ
ихъ: прежДе бо летятъ и обманываютъ, а потомъ же мучатъ не
пріемлющихъ въ хвостахъ ихъ жала пагубнаго, сиречь прелести
ученія ихъ смертоноснаго». Мысль о близкомъ наступленіи анти¬
христова царства Ѳедоръ подкрѣпляетъ ссылками на Апокали¬
псисъ, «Слово» св. Ипполита, папы Римскаго, «ішигу» Іакова Жи¬
довина, «Книгу о вѣрѣ». Передъ пришествіемъ въ міръ анти¬
христа должно быть повсемѣстное оскудѣніе вѣры православной,
и въ недавнее время совершилось на Руси послѣднее. отпаденіе
отъ истины. «Иного отступленія не будетъ, и то отъ часа сего
на горшее происходити будетъ цари нечестивыми: то суть рози
антихристовы, — ими силно все дѣло отступническое, безъ тѣхъ
же немощно». Это упоминаніе о царяхъ нечестивыхъ весьма знаменательно,
такъ какъ указываетъ на нѣкоторый поворотъ во взглядѣ раско¬
лоучителей на царя, котораго до сихъ они считали православ¬
нымъ: теперь они почти оставили на него надежду, онъ явился
въ ихъ глазахъ споспѣшникомъ антихриста. Ѳедоръ выражается
далѣе еще болѣе опредѣленно: «Во время се ни царя, ни святи¬ Оідііііес) Ьу Соодіе