Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/160]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
142 сковскаго Благовѣщенскаго верховнаго краснаго крыльца о нуждахъ,
належащихъ ко спасенію нашему». Эта редакція отвѣта принадле¬
житъ дьякону Ѳедору, но была подкрѣплена согласіемъ Аввакума
и чернеца Авраамія. Аввакумъ на подлицникѣ написалъ: «Сіе Авва¬
кумъ протопопъ челъ и сіе разумѣлъ истинно, къ тому и руку
приписалъ. Сія до здѣ. Аминь». Послѣ небольшого вступленія, въ которомъ говорится о не¬
обходимости твердо держаться отеческихъ преданій и не подда¬
ваться скорби въ виду «належащихъ бѣдъ», Ѳедоръ даетъ об¬
стоятельное разрѣшеніе вопроса, можно ли безъ вреда для пра¬
вой вѣры по нуждѣ обращаться за совершеніемъ таинствъ и
разныхъ требъ церковныхъ къ никоніанскимъ попамъ, перехо¬
дящимъ въ расколъ. По его мнѣнію, всѣ никоніанскіе попы раз¬
дѣляются на «сгудныхъ» и «мерзкихъ», въ параллель жрецамъ
Ваала, истребленнымъ пророкомъ Ильей. «Отудными» называются
тѣ жрецы Ваала, которые имѣли законное священническое до¬
стоинство ранѣе отпаденія отъ вѣры царя Ахава, а въ примѣ¬
неніи къ никоніанамъ это названіе дается тѣмъ попамъ, кото¬
рые поставлены прежними патріархами до Никона, а при Никонѣ
приняли его новшества. Къ «мерзкимъ» Ѳедоръ относить Ва-
аловыхъ жрецовъ, поставленныхъ, когда Ахавъ былъ уже идо¬
лопоклонникомъ, и въ параллель имъ, никоніанскихъ поповъ,
получившихъ свой санъ при Никонѣ, послѣ мора и особенно послѣ
собора 1666—1667 гг., «егда совершенно православіе все отри¬
нута древняго преданія святыхъ Апостолъ и богоносныхъ отецъ,
и оболгаша ихъ лстивно и охулнша, нечестіе же всякое пріяша,
и оправдаша и укрѣпиша и новоразвращенныя и богомерзкія
книги со многими неисчетными ересьми въ нихъ похвалиша, и
всѣхъ еретикъ крещеніе римское и священство ихъ гнусное прі¬
яша, ихже вси святіи отцы наши проклинаша и отъ святыя цер¬
кви отметаша, понеже Римъ всѣхъ ересей пріятелтце, источникъ
всякаго нечестія, латынское мудрованіе богомерзкое». Отъ поповъ
первой категоріи, т. е. «студныхъ», можно принимать всякую свя¬
тыню, крещеніе, исповѣданіе, причащеніе и пр., «ради непороч¬
наго на нихъ благословенія первыхъ святыхъ пастырей». Это доз¬
воляется только по случаю крайней необходимости, такъ какъ
'лучше тѣхъ нынѣ и невозможно обрѣсти праваго священства».
Однако при пріемѣ даже студныхъ поповъ, переходящихъ изъ ни¬
коніанства, надо поступать съ извѣстной осторожностью: если Оідііііесі Ьу ѵ^ооше