Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/155]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
137 ли онъ восточную церковь истинно святою и православною, а та¬
инства и богослужебные чины, въ ней совершаемые,—истинными;
признаетъ ди царя Алексѣя Михайловича, вселенскихъ патріар¬
ховъ, новолоставленнаго московскаго патріарха Іоасафа П и весь
освященный соборъ — православными и пастырями и учителями
всѣмъ христіанамъ; считаетъ ли онъ новоисправленныя книги
«святыми, честными и правыми», и что думаетъ о Символѣ вѣры,
о трегубой аллидуіи, о троеперстномъ сложеніи руки для крест¬
наго знаменія, о четвѳроконечномъ крестѣ и о другихъ вновь ис¬
правленныхъ обрядахъ. На эти вопросные пункты Аввакумъ по¬
далъ слѣдующее письменное заявленіе: «Церковь православна, а
догматы церковныя отъ Никона еретика бывшаго патріарха иска¬
жены новоизданными книгами—первымъ книгамъ, бывшимъ при
пяти бывшихъ патріархахъ вовсемъ противны, въ вечерни и въ
заутрени и въ литоргіи, и во всей божественной службѣ не согла>
суются. А государь нашъ царь и великій князь Алексѣй Михайло¬
вичъ, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи самодержецъ, пра¬
вославенъ, но токмо простою своею душею принялъ отъ Никона,
мнимаго пастыря, внутренняго волка, книги, чая ихъ православ¬
ны, не разсмотри плевелъ еретическихъ въ книгахъ, внѣшнихъ
ради браней, понялъ тому вѣры, и впредь чаю по писанному: пра¬
ведникъ аще падетъ; не разбіется, яко Господь подкрѣпляетъ руку
его. А про патріарховъ слышалъ я отъ братій духовныхъ, что у
нихъ въ три погруженія не крестятся, но обливаются по-римски,
н крестовъ на себѣ не носятъ, и въ сложеніи перстъ знаменую¬
щихся, слагая три персты, Христово вочеловѣченіе отмещутъ, и
сіе есть все неправославно, но противно святѣй соборной и «апо¬
стольской церкви. А я держу православіе бывшее и прежде Ни¬
кона патріарха и книги держу письменныя и печатныя, изданныя
отъ пяти патріарховъ: Іева и Ермогена, Ѳиларѳта, Іоасафа и Іосиѳа
московскихъ всея Русіи, и выше ихъ отъ митрополитовъ и архіепи¬
скоповъ и епископовъ московскихъ и всея Русіи, и хощу соборомъ
бывшимъ при царѣ Иванѣ Васильевичѣ правъ быти, на немже
былъ и Гурій нашъ казанскій чудотворецъ, съ сими книгами живу'
и умираю»74). Въ этомъ заявленіи Аввакумъ уже колеблется дать
утвердительный отвѣтъ о православіи патріарховъ, на которыхъ
онъ возлагалъ раньше такія крѣпкія надежды, какъ эго видно изъ **)**) МВТ. II, отр. 21'—28. Оідііііесі Ьу Слоодіе