Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/152]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
154 й к: * К'ѵ '.V І. . У'...- и-; *■ IV- ѵ*. "V- ►ѵ Й-' ѵ •* г ѵ ■ покадилъ его и, за руку взявъ, воздвигнулъ: и бысть здравъ».
Послѣ такого чуда, какъ передаетъ Аввакумъ, Никодимъ при¬
шелъ къ Аввакуму со своимъ келейникомъ, который къ этому
разсказу добавилъ еще одну подробность: «я, батюшко-государь,
тебя (т. е. Аввакума) подъ руку ис кельи вывелъ да поклонил¬
ся тебѣ, ты и пошелъ сюды» (т. е. въ темницу). И Никодимъ,
и келейникъ стали прозелитами Аввакума и, когда они разска¬
зали за трапезою о чудѣ всей монастырской братіи, «людіе без¬
страшно и дерзновенно ко мнѣ побрели, говоритъ Аввакумъ, про¬
сяще благословенія и молитвы отъ меня, и я ихъ учу отъ пи¬
санія и пользую словомъ Божіимъ. Въ тѣ времена и врази кои
были, и тѣ примирилися тутъ». Изъ этого эпизода видно, что
Аввакумъ и здѣсь не прекращалъ свою пропаганду, и немудрено,
что на него не дѣйствовали никакія строгости, никакія увѣща¬
нія, когда и тѣ, и другія парализовались сочувствіемъ къ узнику
его новыхъ послѣдователей71). Черевъ 8 мѣсяцевъ послѣ отправленія въ. Боровскъ, 30-го
апрѣля 1667 г. Аввакумъ скованный былъ привезенъ въ Москву,
гдѣ онъ долженъ былъ подвергнуться суду собора, на которомъ
присутствовали патріархи Макарій Антіохійскій и Паисій Але¬
ксандрійскій. 3-го и 11-го мая протопопа, по государеву указу,
водили въ Чудовъ монастырь, гдѣ его увѣщали покориться цер¬
кви архимандритъ Іоакимъ и Спасскій архимандритъ Сергій изъ
Ярославля. ^Вѣроятно, увѣщали его и другія лица, но ничто не
помогало, и наконецъ 17 іюля73) Аввакумъ предсталъ на судъ
вселенскихъ патріарховъ. Вотъ какъ онъ разсказываетъ объ
этомъ судѣ: «Послѣднее слово ко мнѣ рекли: что-де ты упрямъ?
Вся-де наша Палестина, — и Сербы, и Албанасц, и Волохи, и
Римляне, и Ляхи,—всѣ-де трема персты крестятся, одинъ-де ты
стоишь на своемъ упорствѣ и крестисся пятію персты! такъ не
подобаетъ! И я имъ о Христѣ отвѣщалъ сице: Вселенстіи учи-
тѳліе! Римъ давно упалъ и лежитъ невсклонно, и ляхи съ нимъ
же погибли, до конца враги быша Христіаномъ. А и у васъ пра¬
вославіе пестро стало отъ насилія турскаго Махмета,—да и Ди- ?І) Мат. V, стр. 72—74, 114. п) Мат. И, стр. 29; въ вапнскѣ Аввакума (Мвт. V, стр. 116) невѣрно ука¬
зано: 17 іюня. Оідііііесі Ьу