Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/150]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
132 батюшку на Москвѣ во дворъ но рѣдку». Въ остальномъ пока¬
занія Прокопія и Макара вполнѣ сходились съ показаніями Ивана
Аввакумова. Вторичный допросъ былъ прЪизведенъ въ патріаршемъ при¬
казѣ 9-го іюля Ильею Кузьмичемъ Безобразовымъ и дьякомъ
Калитинымъ. На этотъ разъ Иванъ признался, что онъ сынъ Авва¬
кума; Прокопій же еще называлъ себя племянникомъ. Они по¬
казали, что 7-го іюля приходили къ Николѣ Угрѣшскому мо¬
литься и провѣдать Аввакума; за часъ до вечеру вошли въ мо¬
настырь безпрепятственно, такъ какъ ворота были открыты, по¬
бывали у всенощной, ночевали въ трапезѣ и послѣ обѣдни под¬
ходили къ окну темницы («подъ церквою въ палаткѣ»), гдѣ былъ
заключенъ ихъ отецъ; но, боясь караульныхъ, ничего съ нимъ
не говорили и не слыхали отъ него ни о какомъ видѣніи. Въ
это время увидѣлъ ихъ игуменъ Викентій, и когда они пришли
въ трапезу, приказалъ ихъ взять и отвести на конюшенный
дворъ подъ караулъ; тамъ ихъ обыскивалъ стрѣлецкій полу-го-
лова и ничего не нашелъ, а на другой день ихъ отправили въ
Москву въ патріаршій разрядъ. Однако и это показаніе пред¬
ставляется не совсѣмъ вѣрнымъ, и тутъ же, немедленно послѣ
допроса, Прокопій признался, что онъ сынъ Аввакума, и объ¬
яснилъ, что они приходили и спрашивали Аввакума о здоровьѣ,
и онъ.имъ отвѣтилъ: «живите не тужите», а о видѣніи и о чемъ
либо другомъ не говорилъ. Подобная сбивчивость въ показаніяхъ
даетъ возможность предполагать, что сыновья Аввакума далеко
не во всемъ признались патріаршимъ слѣдователямъ, и если
Аввакумъ могъ, совершенно незамѣченный стражей, сказать имъ
нѣсколько словъ, то онъ же могъ и передавать имъ о своихъ
видѣніяхъ. Затѣмъ можно думать, что такія сношенія бывали и
раньше этого эпизода, — недаромъ же упоминается «татарка-
черница», и не безъ основанія, вѣроятно, отпуская 20-го сен¬
тября дѣтей Аввакума на поруки, съ нихъ взяли обѣщаніе «лож¬
ныхъ сновъ отца своего Аввакума никому не разсказывать» в9). Пока производилось это дѣло, было приказано 2-го сентября
отослать Аввакума въ Боровскій Пафнутьевъ монастырь, игу¬
мену котораго, Парѳенію, данъ былъ тогда же наказъ «посадйть
Аввакума въ тюрьму и беречь ево накрѣпко съ великимъ опа- ет) Мат. т. I, стр. 369—370. Оідііігесі Ьу і^оодіе