Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/148]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
180 вспоминаетъ со злобой и горечью: «И бороду враги Божіи от¬
рѣзали у меня. Чему быть? Волки то есть, не жалѣютъ овецъ!
оборвали, что собаки, одинъ хохолъ оставили, что у поляка на
лбу>. По поводу этой духовной казни Аввакума были разные
толки въ народѣ, многіе защищали протопопа, и даже во дворцѣ
было «нестроеніе» у царя съ царицей, которая, вѣроятно, подъ
вліяніемъ многихъ ревностныхъ ученицъ и покровительницъ
Аввакума, горячо за него заступаласьвв). Изъ соборной церкви отвезли Аввакума и Ѳедора на патріар¬
шій дворъ, а оттуда 1б-го мая въ Николо-Угрѣшскій монастырь:
посадивъ на тедѣги, подъ конвоемъ вооруженныхъ стрѣльцовъ,
ихъ отправили изъ Москвы, какъ только стало разсвѣтать, и везли
не обычной прямой дорогой, а какъ передаетъ Ѳедоръ, «мимо Ко-
ломенскова, не вѣмъ куды, страннымъ путемъ, по берегу Москвы
рѣки да по болотамъ, чтобъ никто не видалъ знакомой, куды
посадятъ. На Угрѣшу привезли въ осмомъ часу. И какъ при¬
везли къ монастырю насъ, и взяли отца Аввакума два стрелца
подъ руки, и обвиша главу его япанчею и повели на монастырь
сторонними враты, что отъ рощи. И азъ, необычное зря, ужа¬
сомъ одержимъ, стахъ, помнѣхъ въ себѣ: въ пропасть глубокую
хотятъ насъ сажать на смерть; начахъ прощатися съ женою и
чады и со всѣми вами вѣрными. И отведше Аввакума, не вѣ¬
далъ, камо его дѣша» С7). Въ Угрѣшскомъ монастырѣ Аввакумъ
былъ посаженъ въ отдѣльную башню и никуда изъ нея не вы¬
пускался. Посѣтителей къ нему не пускали, хотя желающіе его
видѣть и пріѣзжали въ монастырь, какъ напр. князь Иванъ Во¬
ротынскій, котораго Аввакумъ видѣлъ въ свое окно. Разсказы¬
ваетъ Аввакумъ, будто и самъ царь, будучи въ монастырѣ,
«походилъ» около его темницы и «постонавъ опять пошелъ изъ
монастыря» (по Казан. списку): «и дорогу было приготовили,
насыпали песку, да Ъодумалъ, подумалъ, и не вошелъ». Несмотря,
однако, на строгость надзора за Аввакумомъ, въ народѣ стали “) Мат. V, стр. 69—71. в7> Мат. V, стр. 422. Въ Каванскомъ спискѣ «Житія» Аввакума добавлена
любопытная подробность: съ патріархова двора Аввакума вывели къ «спаль¬
ному крыльцу», а оттуда «въ тайнишные водяные ворота»; здѣсь дожидался
протопопа дьякъ Дементій Башмаковъ, который сказалъ ему: «протопопъ, ве¬
лѣлъ тебѣ государь сказать: не бойся ты никово, надѣйся на меня». Хр. Чт.
1888,• II, стр. 688. Оідііііесі Ьу ѵ^оод Іе