Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/132]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
114 Ѳеодосія Прокопьевна Морозова, урожденная Соковнина. Моро*
зова была очень богата; Аввакумъ сообщаетъ, что дворни у нея
бшо человѣкъ съ триста, крестьянъ около 8,000, разнаго иму¬
щества на 160—200 тыс. рублей. Имѣя большой кругъ знако¬
мыхъ въ Москвѣ, она выѣзжала къ нимъ въ богатой каретѣ, въ
сопровожденіи многочисленной челяди. Рано овдовѣвъ, она пре¬
далась дѣламъ благочестія и благотворенія: по ночамъ она. хо¬
дила -по темницамъ и по богадѣльнямъ», милостыню отъ дома
своего нося, деньги и ризы, и потребляя комуждо неимущему
довольно, овому рубль, а иному десять, а инде пятьдесятъ Ру¬
блевъ, и мѣшокъ сотной»40). Раскольническое направленіе яви¬
лось въ Морозовой, благодаря вліянію отчасти Аввакума, от¬
части его [ученицы, старицы бѣлевской Меланіи41). Понятно,
что при своихъ родственныхъ связяхъ, при близости въ цар¬
скому двору, при своемъ богатствѣ и благотворительной. дѣя¬
тельности, Морозова должна была имѣть въ Москвѣ большое зна¬
ченіе, и съ помощью ея и ея сестры, княгини Евдокіи Урусо¬
вой, легко было дѣйствовать Аввакуму при распространеніи сво¬
ихъ раскольническихъ мнѣній, такъ что многіе приходили къ
нему поучаться и отвращались отъ ненавистной ему никоніан¬
ской службы. Послѣднее достигалось еще лучше благодаря тому,
что вообще въ это время дѣйствія духовной власти были нѣ¬
сколько ослаблены; въ церкви Софіи Премудрости Божіей, что за
Москвой-рѣкой въ Садовникахъ, Аввакумъ «своимъ ученіемъ
прихожанъ отлучилъ многихъ», и нѣкоторые изъ нихъ позво¬
ляли себѣ такія дерзости, какъ Благовѣщенскій сторожъ Андрей
Самойловъ, который «называлъ митрополита и архіепископовъ
проклятыми и бранилъ ихъ матерны, а дьякона Софійскаго хва¬
талъ и дергалъ за рясу, называя никоновичемъ»; даже въ од¬
номъ изъ Кремлевскихъ монастырей, въ Вознесенскомъ дѣ- *') Мат. V, стр. 183—184. Весьма вѣроятно, что разсказы Аввакума о бо¬
гатствѣ Морозовой не преувеличены; и Соковнины были богаты, и состояніе
Морозовыхъ вообще было очень значительно; мы имѣемъ свѣдѣніе, что братъ
мужа Ѳеодосіи Прокопьевны, близкій къ царю Алексѣю Михайловичу, бояринъ
Борисъ Ивановичъ въ 1657 г. прислалъ въ Соловецкій монастырь серебряными
ефимками 1,000 рублей (вѣсомъ 3 п. 243/* ф.) и черезъ годъ чистаго серебра
1 л. 10 ф. на устроеніе ракъ соловецкихъ чудотворцевъ (Сырцовъ. Содовецк.
мои. передъ возмущеніемъ мон.-старообр., стр. 9). * > Мат. VII, стр. 147 и 161. Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе