Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/126]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
108 иы упоминали раньше, онъ рѣшился подать царю челобитную о
церковныхъ дѣлахъ,—кстати у него была и другая просьба: хо¬
тѣлъ онъ жаловаться на своего сибирскаго притѣснителя, вое¬
воду Пашкова. Во вступленіи къ своей челобитной Аввакумъ говоритъ: «Го¬
сударь нашъ свѣтъ! что тп возглаголю, яко отъ гроба возставъ
изъ дальняго заключенія, отъ радости великія обливался мно¬
гими слезами,—свое ли смертоносное житіе возвѣщу тебѣ, свѣту,
или о церковномъ раздорѣ реку тебѣ, свѣту?» Послѣ этого всту¬
пленія онъ обращается къ рѣчи о церковномъ раздорѣ, который,
сверхъ его ожиданія, за время его ссылки еще болѣе усилился
отъ любоначалія властей и навлекъ на Россію гнѣвъ Божій.
Какъ о знаменіи этого гнѣва, Аввакумъ разсказываетъ о слѣ¬
дующемъ «преславномъ и ужасу достойномъ чудѣ»: «въ собор¬
ной большой церкви в Тобольскѣ, въ Преображеніевъ день слу¬
жилъ литургію ключарь тоя церкви Иванъ Михайловъ сынъ
с протодьякономъ Меѳодіемъ, и егда возгласиша: двери, двери,
мудростію вонмемъ, тогда у священника со главы взяся воздухъ
и повергло на землю; и егда исповѣданіе вѣры начали говорить,
и въ» то время звѣзда на дискосѣ надъ агньцѳмъ на всѣ четыре
поставленія преступала, и до возглашенія побѣдныя пѣсни, и
егда приспѣ время протодьякону къ дискосу, притыкати, при-
поднялася мало и стала на своемъ мѣстѣ на дискосѣ просто.
А служба у нихъ въ церкви по новымъ служебникамъ по при¬
казу архіеписвоплю». Въ томъ спискѣ челобитной, который былъ
поданъ царю, Аввакумъ даетъ такое объясненіе этого чуда:
«И мнѣ, государь, мнится, яко и тварь рыдаетъ, своего владыку
видя безчестна, яко неистинна глаголютъ Духа Святаго быти и
Христа Сына Божія на' небеси не царя быти въ исповѣданіи
своея вѣры». Въ двухъ другихъ спискахъ, варіанты изъ кото¬
рыхъ приведены въ изданіи г. Субботина, это объясненіе оказы¬
вается болѣе распространеннымъ черезъ толкованіе отдѣльныхъ
моментовъ чудеснаго явленія, причемъ это толкованіе Аввакумъ
приписываетъ уже не себѣ лично: «И многимъ, государь, мнится,
яко воздухъ, поверженный на землю, образуетъ благодати лише¬
ніе, звѣздное же необычное поступаніе Божіе прогнѣваніе яви,
нодъятіе же звѣзды самой и еже просто на своемъ мѣстѣ на
дискосѣ ста, тишину отъ раздоровъ нѣкако образова. Како убо,
свѣтъ-государь, православный царь, не лишеннымъ быти Божія ОідШгесІ Ьу