Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/125]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
107 многіе смотрѣли на него, какъ на страдальца за правую вѣру.
Явился Аввакумъ къ старому своему другу Ѳ. М. Ртищеву; тогъ
подошелъ къ нему подъ благословеніе и много съ нимъ бесѣдо¬
валъ; трое сутокъ провелъ Аввакумъ въ его домѣ, послѣ чего
Ртшцевъ доложилъ о немъ царю. Царь приввалъ его, допустилъ
къ рукѣ своей и милостиво его разспрашивалъ: «Здорово ли жи¬
вешь, протопопъ? Вотъ еще Богъ велѣлъ видаться». Аввакумъ
отвѣчалъ: «живъ Господь, жива душа моя, царь-государь, а
впредь что изводитъ Богъ!» «Онъ же, миленькой, разсказываетъ
Аввакумъ, вздохнулъ, да и пошелъ куДы надобѣ ему. И иное
кое-что было, да что много говорить!» Послѣ этого свиданья
царь приказалъ поселить Аввакума въ Кремлѣ, на подворьѣ
Новодѣвичьяго монастыря. Отношенія царя къ протопопу были
самыя милостивыя: «въ походы мимо двора моего ходя, кланялся
часто со мною низенько-таки, а самъ говоритъ: благослови де
меня и помолися о мнѣ! И шапку въ ину пору мурманку, сни-
маючи 8 головы, уронилъ ѣдучн верхомъ! А ис кареты высу¬
нется бывало ко мнѣ». За царемъ и всѣ бояре ласкали Аввакума,
предлагали ему мѣсто, какое захочетъ, звали даже, по его сло¬
вамъ, въ царскіе духовники37). * Несмотря на всѣ эти милости царя и бояръ, Аввакумъ не
могъ успокоиться, видя, какъ прочно установились въ церкви
Никоновы новшества: покровители Аввакума, правда, возставали
противъ Никона, но это было скорѣе ихъ личное дѣло, протестъ
ихъ истекалъ изъ опасенія деспотизма суроваго патріарха и изъ
стремленія оградить царя отъ его вліянія, которое нерѣдко шло
въ разрѣзъ съ ихъ интересами и партійными счетами; что же
касается религіозныхъ вопросовъ, то здѣсь не было съ ихъ сто¬
роны никакого противорѣчія бывшему патріарху, сами они со¬
глашались съ его новшествами и звали Аввакума соединиться
съ ними въ вѣрѣ. Но у протопопа были совсѣмъ иныя цѣди:
онъ шелъ прежде всего противъ принципа, противъ исправленій,
проведенныхъ Никономъ при участіи грековъ и малороссовъ: онъ
не могъ молчать, не могъ не обличать новшествъ, которыя уже
глубоко вкоренились за время его отсутствія, такъ что о прими¬
реніи съ новыми порядками, какъ убѣждали бояре, не могло
быть и помысла. Поэтому вскорѣ послѣ своего возвращенія, какъ 37) Мат. т. V, стр. 69—60. 4 Оідііігесі Ьу