Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/123]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
105 противъ нея пришлось возражать Аввакуму; однако несомнѣнно,
что другіе противники Никона шли гораздо дальше, и къ этому
же времени, повидимому, надо относить возникновеніе цѣлаго
ряда легендъ о Никонѣ, записанныхъ въ «Житіи» инока Кор-
нилія и въ раскольнической «Повѣсти о рожденіи и воспитаніи
и о житіи и кончинѣ Никона, бывшаго патріарха Московскаго
и всея Россіи», наиболѣе полный списокъ которой имѣется
въ сборникѣ Им. П. Библ. (^. 1. № 1058, л. 46 — 71. Первымъ человѣкомъ, провидѣвшимъ пагубу, грядущую отъ
Никона, былъ, по этимъ легендамъ, Елеазаръ Анзерскій,
въ скиту котораго жилъ Никонъ. Старецъ этотъ говорилъ своей
братіи: «О, какова смутителя и мятежника Россія въ себѣ
питаетъ! Сей убо смутитъ тоя предѣлы и многихъ трясеній и
и бѣдъ наполнитъ». Въ доказательство истины своего предрече-
нія Елеазаръ передавалъ, что онъ видѣлъ около шеи Никона,
который совершалъ литургію, «змія черна и зѣло велика оплет-
шася» (Повѣсть, л. 47). По другому сказанію, старецъ Чудова
монастыря Симеонѣ видѣлъ ночью, «якобъ змій великъ зѣло»,
пестръ и страшенъ видѣніемъ, обогнувся около грановитыя па¬
латы, яже въ Кремлѣ, и ужасную свою, лютымъ ядомъ дышу-
щую главу и грозно пригибающіеся ошибъ вложивъ на краѣ тоя
полаты, лежаше. Таковое видѣніе видя, старецъ той отъ ужаса
скоро воспряну и пристращенъ бывъ, повѣда сіе видѣніе собор¬
нымъ братіямъ. Тіи же, ужасомъ одержими, глаголаху: «что сіе
хбщетъ быти?» Потомъ же скоро увѣдаша, яко всю нощь ону,
внюже старецъ видѣніе видѣ, Никонъ митрополитъ во оной па¬
латѣ съ царемъ бесѣдоваста, а о чемъ разглагольство ихъ было,
о томъ молчаніемъ покрыся» (Повѣсть, л. 51). Свидѣтелями бо¬
гопротивныхъ дѣйствій Никона, когда онъ былъ Новгородскимъ
митрополитомъ, были келарь больничной обители Соловецкаго
монастыря, Кирикъ, и старецъ Андреянъ, видѣвшіе на его са¬
погахъ распятіе и образъ Богородицы, такъ что онъ предста¬
вился попирающимъ святыню (л. 61—62). Иноку Корнилію было
въ тонкомъ снѣ видѣніе: спорили темнообразный и благообраз¬
ный, и темнообразный, защищавшій четвероконечный крестъ,
одолѣлъ благообразнаго34). 34) Максиновъ. Разсказы изъ ист. старооСр., стр. 16—18. Александръ В. Он.
раск. соч. 1, 172—173. Оідііігесі Ьу