Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/121]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
103 въ церкви неврежденну, сирѣчь не пріемше развращеннаго дог¬
мата, не внидетъ тамо, дондеже взнесена будетъ прельщенными;
опаляетъ бо ся истинною, еже не мощи ему внити тамо, идѣже
Христосъ пребываетъ. Но сія вся дѣйствуетъ врагъ своими угод¬
ники, малыми антихристы сирѣчь предотечами его, его же прише¬
ствіе хощетъ быти по дѣйству сатанину, еже отвести отъ Бога
весь міръ лукавыми догматы, сице нашими же книгами насъ же
обличати будутъ, лжуще на Бога, джуще на святое евангеліе,
лжющи на святые вселенскіе соборы, лжющи на святую, соборную
и апостольскую церковь. А книги тогда точію имя святыхъ собор¬
ныхъ книгъ содержати имутъ, а по истинѣ вси лукавства испол-
нени будутъ; то бо будетъ дѣло и нынѣ есть лукавыхъ предоте¬
чей, еже истребляти отъ книгъ истину и влагати лжи помрачен¬
ную тму» (л. 26 об.—26). О томъ четвертомъ отступленіи, котораго нужно ожидать по¬
слѣ шести дѣть (т. е. въ 1658 г.), мы можемъ уже заключать на
основаніи того, что происходитъ въ наше время: «что будетъ по
шести лѣтѣхъ, говоритъ Потемкинъ, того уже главизны являются,
но вся сія мира сего любителемъ смѣхъ суть и игралище, и ни¬
кто же ищетъ воды живыя, еже угасити пламень сатанинъ, но
всякъ ищетъ смолы и изгребія и тростія сухого на горшее рас¬
паденіе, да скорѣе речется въ мірѣ миръ утверженіе и да не-
запу наведетъ на нихъ всегубительство по писанію» (л. 134 об.)Г
А между тѣмъ исправленіе богослужебныхъ книгъ, предпринятое
патріархомъ Никономъ, есть именно такое ихъ искаженіе, которое
окончательно отвращаетъ людей отъ православной Христовой
вѣры, и благодаря этому истинныя книги древняго благочестія
обруганы и оплеваны, такъ что «вышній не въ рунотворенныхъ
храмѣхъ живетъ подписанію». «О, горе намъ нынѣ живущимъ на
земли, восклицаетъ Потемкинъ, яко пріиде время, отдалече пропо¬
вѣданное на нынѣшнее; яко жидове уже, христіяны себе нарица-
юще, христіанъ прельщаютъ; а христіяны, не проспавшися съ по¬
хмѣлій, тѣмъ вѣрятъ и, не ощущающе .тѣхъ прелести, глаголютъ:
аще ли ле бы сіи премудри были, то де бы сіи власти наши тѣмъ
повинулися; тіи узрятъ, на тѣхъ Богъ взыщетъ, мЫ же и пі-
емъ, а утре умремъ. О, люте время постиже, разлучаютъ насъ со
Христомъ, истиннымъ Богомъ нашимъ, а приводятъ къ сыну по¬
гибели. О, слепота ніяныхъ христіанъ, иже ждутъ явнаго жидов¬
ства и предотечей антихристовыхъ, не внимаютъ помраченной Оідііііесі Ьу