Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/120]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
102 номъ и не хотящимъ пріимати ихъ лукавыхъ нововводныхъ и
богомерскихъ прилоговъ и превративъ, глаголютъ: како можете ра-
зумѣтп, не вѣдуще многихъ разныхъ языковъ, ниже риторства, ни
филосоѳіи учащеся? Ваше дѣло пріиматн то, иже мы страждуемъ,
а намъ Дана власть знати въ словесѣхъ силу, что пріимати отъ
божественныхъ писаніи и что отметати, да не премѣнится нами
предпріятое, донелѣже вси людіе будутъ едино стадо подъ еди¬
нымъ пастыремъ до скончанія вѣка» (л. 27). На подобные доводы Спиридонъ Потемкинъ отвѣчалъ, что
исправленія вѣры нельзя ожидать въ послѣднія времена, а что ко¬
нецъ міра уже наступилъ или по крайней мѣрѣ очень близокъ,
для него представляется несомнѣннымъ. Пришла, по его мнѣнію,
такая пора, что люди «святаго Евангелія не хотятъ и сдышати,
не токмо послушати, яко подобаетъ христіяномъ, а эллинскихъ
учителей возлюбиша паче апостоловъ Христовыхъ, латинскія дог¬
маты паче ученія Христова; прочее чесо ожидати, развѣ да по¬
клонятся прелести вси живущія на земли и дадутъ славу звѣрю
пестрому по писанію». Рабы Христовы вездѣ гонимы, всѣ ихъ не¬
навидятъ, а сатана, вселившійся при Адамѣ въ змія, теперь все¬
лился «въ персты рукъ человѣческихъ, да скрывши въ нихъ хулу
на Святый Духъ, прельститъ родъ христіанскій» (л. 9—10). Со¬
гласно божественному писанію, сатана былъ, по воскресеніи Хри¬
стовомъ, связанъ на 1.000 лѣтъ, и это была самая лучшая эпо¬
ха въ исторіи церкви, послѣ нея произощло отпаденіе латинскаго
Запада, черевъ 600 лѣтъ Западная Русь приняла унію, черезъ
60 лѣтъ началось отпаденіе Москвы при Никонѣ, а черезъ 6 лѣтъ
должно быть уже послѣднее отступленіе. Признаками этого при¬
скорбнаго событія Сииридонъ Потемкинъ признаетъ появленіе
«предотвчей» сатаны, изъ которыхъ онъ однихъ «посылаетъ съ
прелестными ухнщреньми, еже похулити Духъ истинный, а дру¬
гихъ посылаетъ воздвигнута внѣшнюю брань со окрестными, да
убіютъ другъ друга, да проходитъ мечъ, да развратится умъ, да
раздвоится совѣсть въ людехъ, наипаче же во владущихъ, яко аще
и ощутятъ благочестіе отъ сопостатъ вреждаемо, но не возмогутъ
противустата имъ ратныхъ ради нахожденія» (л. 20—21 об.). Са¬
мое же Главное знаменіе антихристова прихода есть порча цер¬
ковныхъ книгъ. «Такожде и книги, пріемшія лукавыя догматы,
оставляются отъ Христа, и противный тѣми дѣйствуетъ и рату¬
етъ церковь Христову; да еще и едину книжицу видитъ супостатъ ОідШіесІ Ьу і^оодіе