Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/117]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
99 много чтый обращены в семъ словѣ въ подзю себѣ и слыша¬
щимъ безъ сомнѣнія. Л. 138—166 об. Слово 9. О еже соедини Господь земная съ небесными и со¬
вокупи вся языки человѣческія со ангельскими і устрой лѣти
славу святыя Троицы языки человѣческими купно со ангель¬
скими, глаголя аллилуія. Л. 166—180. Уже изъ этого оглавленія книги Спиридона Потемкина можно
‘видѣть, что самая большая ея часть, слова четвертое, пятое,
шестое, седьмое и восьмое, посвящены изложенію ученія объ
антихристѣ и о послѣднихъ временахъ, но этимъ же вопросамъ
посвящаются многія отдѣльныя мѣста и въ другихъ частяхъ
' книги, причемъ главными источниками для Потемкина служатъ
«Книга о вѣрѣ», «Кириллова книга», слова св. Ефрема Сирина
: и Ипполита. ^ Главнымъ основаніемъ нападокъ Спиридона Потемкина на
новоисправленныя книги и на исправителей является то поло¬
женіе, что церковь Христова «не требуетъ никакова исправле¬
нія, того ради яко ни погрѣшити можетъ, ни исправленія тре¬
буетъ, непрѳклонну бо и недвижиму тоя утверди Христосъ своею
кровію, и въ ней живетъ и въ ней царствуетъ» (л. 8). Непо¬
грѣшимость церкви выражается не только въ вѣрѣ, крещеніи
и священствѣ, но и въ томъ, что церковь «не можетъ пополз-
нутися ни въ малѣйшемъ отъ догматъ святыхъ» (л. 39); но
такъ какъ буквализмъ, отличавшій въ равной мѣрѣ въ эту эхоху
и старообрядцевъ, и православныхъ, которые и самое дѣло испра¬
вленія предприняли, исходя изъ мысли, что церковь «пріяла со¬
вершеніе» не только въ догматическомъ и нравственномъ уче¬
ніи, но и въ «чинѣ священныхъ вещей», такъ какъ этотъ бу¬
квализмъ не отличалъ въ существѣ догмата отъ обряда, то у
Спиридона Потемкина вполнѣ послѣдовательно явилось положе¬
ніе, что церковь не можетъ погрѣшить «ни въ единомъ словѣ,
ни во псалмѣхъ, ни во ирмосахъ, ни во обычаехъ и нравѣхъ
писанныхъ н держимыхъ,—вся бо церковная свята суть, и дер¬
жаніе не пресѣчеся ни на единъ часъ» (л. 42). Изъ такого взгляда естественно вытекаетъ, что всякая по¬
пытка исправленія есть порча, производимая кознями сатаны,
который старается, чтобы всѣ уклонилися въ латинскую ересь,
и поэтому исправители «купно съ жидами путь устилаютъ ан¬
тихристу богомерзкими догматы, еретическими составы». Ориги- V Оідііігесі Ьу ^лоояіе