Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/115]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
97 чаго архіепископскую грамоту и изодралъ. Для производства
слѣдствія по этимъ доносамъ и по новой жалобѣ Никиты, былъ
посланъ Вятскій епископъ Александръ, а затѣмъ на соборѣ
1660. г. Стефанъ былъ сперва приговоренъ къ изверженію изъ
сана, но послѣ нѣкоторыхъ его объясненій, показавшихъ опять
таки, что его вина заключалась только въ слѣдованіи поряд¬
камъ, заведеннымъ Никономъ, соборъ постановилъ его послать
въ монастырь, «подъ началъ добраго старца, и ему архіерей¬
ская начтоже дѣйствовати и клирики не владѣти». Царь Але¬
ксѣй Михайловичъ, которому было представлено рѣшеніе собора,
призналъ необходимымъ его измѣнить, объявивъ, что прощаетъ
архіепископа по обвиненіямъ въ государственной измѣнѣ, а въ
«духовныхъ винахъ» велѣлъ властямъ судить архіепископа по
правиламъ, «потому что отъ простыхъ рѣчей прозябаютъ ереси,
а попа Никиту чтобъ отослали подъ градскій судъ». Такимъ
образомъ только царское заступничество спасло Огефана отъ
несправедливаго, суроваго наказанія83). Въ такое-то смутное время очень легко было возникнуть
обширной раскольнической литературѣ, направленной противъ
введенныхъ Никономъ новыхъ книгъ и обрядовъ и доказывав¬
шей въ той или другой формѣ, что наступаютъ или уже насту¬
пили послѣднія времена пришествія антихристова. Особенно важ¬
ное значеніе въ ряду этихъ произведеній, какъ, по своему объему,
такъ и по личности автора, имѣютъ сочиненія архимандрита
Покровскаго монастыря Спиридона Потемкина. Это былъ чело¬
вѣкъ съ большими связями при дворѣ, благодаря близкому род¬
ству съ Ѳ. М. Ртищевымъ, сравнительно широко образованный,
знавшій языки польскій, латинскій, греческій и даже немного
еврейскій, начитанный въ божественныхъ писаніяхъ. Бму при¬
надлежитъ сборникъ изъ девяти «словъ», называемый «книгою о
правой вѣрѣ», составленный до 1668 года, судя по тому, что
авторъ говоритъ, что никому неизвѣстно, что произойдетъ въ
1666 году, т. е. по старому счету въ 1668 г. Такимъ образомъ,
хотя «слова» Потемкина написаны и ранѣе ухода Никона, кото¬
рый еще не называется бывшимъ патріархомъ, но мы можемъ
предполагать, что ихъ распространеніе относится Именно къ * 7м) Мат. т. I, стр. 376—379. Сырцовъ. Возмущеніе Солов. монаховъ, стр.
75—77, Чт. Моск. Общ. Ист. н Др. 1876 г. 7 Оідііігесі Ьу Соо^Іе I