Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/113]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
95 каковъ долженъ быть новый патріархъ, котораго слѣдуетъ из¬
брать на мѣсто Никона, причемъ указывается и порядокъ из¬
бранія черезъ «духовныхъ мужей» и «общій совѣть» и по «жре¬
бію апостольскому». Время управленія церковью патріарха Ни¬
кона характеризуется въ. прошеніи, какъ время смутное: «Сму¬
щеніе убо веліе, государь, въ Великой Россіи о церковныхъ ве-
щѣхъ, якоже и самъ вѣси; благочестивый государь царь, во всѣ
убо седмь лѣтъ, тысящи тысящъ душъ христіанскихъ, сомнѣнія
ради церковныхъ вещей, чужи общенія пречистыхъ тайнъ, и
ученія нѣсть, паче же и несогласія ради церковныхъ учите¬
лей» 30). Въ Уваровскомъ спискѣ «Всенароднаго прошенія» ха¬
рактеристика еще рѣзче: «Поостри убо тебе архіерей непрепо¬
добный чрезъ волю Божію ко брани, гнѣвъ отъ Бога привдече
на всю Россію, забывъ пророка вопіюща, паче же и моляща
Бога на таковыя: разруши, рече, языки хотящая браиемъ. Не-
довлѣ же ему се; и глаголющія ему вправду умучи, и священ¬
ническаго чина, и холопей твоихъ насъ и сиротъ; и клеветавъ
тебѣ на когождо заточеніемъ и великими ругательствъ! облагаше,
и насиловашѳ властію твоею государевою. Въ то же время и
толикая зданія каменнаго строенія вновь обители начатъ строити,
древняя же пустынныя мѣста разоривъ, въ потребу на славу
Христову созданныя. Сими убо колико оскорби люди Божія и
святымъ мѣстамъ пакость немалу сотвори». Челобитная Неронова покуда не повела ни къ какимъ послѣд¬
ствіямъ, хотя нельзя не видѣть нѣкоторой связи между этой
челобитной и соборомъ русскихъ іерарховъ, бывшимъ по цар¬
скому повелѣнію въ 1660 г. для суда надъ Никономъ. Но, если
и не эта челобитная была причиной собора 1660 г., во всякомъ
случаѣ она является однимъ изъ симптомовъ того общаго дви¬
женія противъ Никона и его исправленій, которое началось съ
уходомъ Никона съ патріаршаго престола. Въ Соловецкомъ мо¬
настырѣ, монахи котораго еще въ 1657 г. отказались принять
новые Служебники, смута не прекращалась, и противъ нея не
принималось никакихъ мѣръ ни духовной, ни свѣтской властью;
напротивъ, правительство, нуждавшееся въ деньгахъ для воен¬
ныхъ дѣйствій и разсчитывавшее воспользоваться богатою мо- Мат., т. I, стр. 170. Выраженіе «седмь дѣтъ», кажется намъ, подтверждаетъ
нашу дату подачи челобитной, считая время управленія Никона съ 1652 года. Оідііііесі Ьу