Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/107]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
89 ихъ посланія, писанномъ въ 1654 г., говорится, что они ожи¬
даютъ «сбытися нѣкимъ хотящимъ быти раздорамъ по прорече-
нію книги о Бѣрѣ, въ нейже пишетъ о отпаденіи Запада и о
отступленіи и прельщеніи юнитовъ отъ святыя восточныя церкве
къ западному костелу, по числу еже отъ антихриста; повелѣ
бо намъ от таковыхъ же винъ опасеніе имѣти, егда исполнится
отъ воплощенія Сына Божія 1666 лѣтъ; се бо нынѣ таково число
исполняется, и раздоры таковы, по прореченію предреченныя сея
книги вводятся» 15). Въ другомъ письмѣ, отправленномъ уже
послѣ исправленія Никономъ текста Символа Вѣры, на что, какъ •
увидимъ, особенное вниманіе обратилъ въ своихъ сочиненіяхъ
Спиридонъ Потемкинъ, братья Плещеевы еще рѣшительнѣе вы¬
сказываютъ свою мысль о царствѣ антихриста: «ей, государь, ѵ
ей в правду нынѣ люта зима и горько истопленіе, еже церковь
объятъ; якоже бо море зримо отъ самыя бездны глубинъ, возму¬
тившееся, тако и духъ антихристовъ широкими» путемъ и про¬
страннымъ, ведущимъ въ погибель, нача крѣпко возмущати ис¬
тинный корабль Христовъ, и якоже пловцы его руцѣ къ колѣ-
нома сплетшихъ и к невозмоганію бурному недоумѣвающихъ,
ни небо видящихъ, ни пучины, ни суши, но по полеганіяхъ ле¬
жащихъ и плачущихъ и истерзающихся; но нынѣ о церкви
горшій мятежъ и множайшыя волны; есть бо мнози ревнители
церкви Христовой, но къ возмущенію йуха антихристова недо-
умѣваются, но якоже они въ корабли по полежаніихъ лежатъ и
плачутъ и истерзаются, тако и сіи плачутъ и скорбятъ, а какъ
помощи недомыслятся» 16). Вслѣдствіе столкновеній съ братіей Спасокаменнаго монастыря
и чтобы прекратить письменную агитацію Неронова противъ книж¬
наго исправленія, въ іюлѣ 1655 г. приказано было перевести его въ
Кандалакшскій монастырь. На пути въ эту новую ссылку Не¬
роновъ остановился въ Вологдѣ, гдѣ видѣлся съ протопопомъ
Логгиномъ17), который писалъ подъ его диктовку письмо къ Сте¬
фану Вонифатьеву, и тутъ Нероновъ не упустилъ удобнаго слу- ІЬ) Ркп. Каз. Дух. Акад. № 1727 (132), л. 105. 1в> ІЪісЦ л. 109—ІЮ. 17> Неизвѣстно, былъ ди Логгинъ переведенъ въ Вологду изъ-подъ Мурома,
куда онъ былъ сосланъ въ 1653 г., или пріѣзжалъ сюда, чтобы повидаться съ
Нероновымъ, какъ ото предполагаетъ г. Субботинъ (Мат. т. I, стр. 94). / Оідііігесі Ьу Ьоояіе