Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/105]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
87 щенія и къ Богу приносите покаяніе, зане туне меня оскорби; а
еще церковь смути, отъятъ колѣнное покланяніе и многимъ блазнь
былъ, сего ради рыдати и плаката долженъ есть, аще не хощетъ
вѣчно слезити въ безконечныя вѣки» 9). Возставая только про¬
тивъ двухъ извѣстныхъ ему новшествъ патріарха Никона, про¬
тивъ троеперстія и сокращенія числа земныхъ поклоновъ за мо¬
литвой Ефрема Сирина, Нероновъ во всемъ винитъ грековъ и
особенно нападаетъ на Арсенія Грека, повторяя извѣстныя н во
многомъ справедливыя обвиненія противъ него. Говоря о необхо¬
димости провѣрить новыя исправленія на соборѣ, Нероновъ рѣ¬
шительно высказывается противъ участія въ этомъ соборѣ гре¬
ковъ и малороссовъ. «И паки молимъ тя, государя, пишетъ онъ
царю, иностранныхъ иноковъ, кромѣ Богомъ избранныхъ, истан-
нѣ неразвратниковъ, коихъ истиннѣ и благочестію ругателей и
ересемъ вводителей, въ совѣтъ пріяти не буди, дондеже, государь,
искусными мужи искусиши житіе ихъ. Зримъ бо въ нихъ, госу¬
дарь, ни едйну отъ добродѣтелей: Христова бо смиренія не имутъ,
но сатанинскую гордость, и вмѣсто поста многояденіе и піянство,_
вмѣсто же еже Христа ради истаяти тѣло мяхкость и буйство лю¬
бятъ, крестнаго же знаменія на лицы истиннѣ вообразита не хо¬
тятъ, и сложенію перстъ блядословнѣ противятся, яко врази истин¬
нѣ и ругатели, на колѣнѣ же поклониться Господеви отъ по¬
коя ради не хотятъ, и лжу сшивающи самосмышленіемъ, разумъ
божественнаго писанія лукаво скрывающи, своеволнѣ блядутъ на
прелесть безумнымъ человѣкомъ» 10). Подобныя обвиненія «ино¬
странныхъ иноковъ» были далеко не новостью, но у Неронова и
другихъ расколоучителей они постоянно повторяются. Въ про¬
тивоположность этимъ подозрительнымъ ему исправителямъ Не¬
роновъ выставляетъ своихъ «любезныхъ сверстниковъ», Павла,
еп. Коломенскаго, протопоповъ Аввакума, Даніила и Логгина, какъ
„ людей, «любящихъ Божій законъ» и послѣдующихъ въ своемъ
страданіи Іисусу Христу: «пострадаша бо и тіи, не яко разбой¬
ницы суще, ниже яко тати, или любодѣицы, ниже суще еретицы,
и правилъ святыхъ Апостолъ и святыхъ отецъ судъ отнюдь не
подъяша, но отъ мірская мудрьствовавшихъ пострадаша» п). Хо- э) Мат., т. I, стр. 76. 10) Мат., т. I, стр. 64, 66—67..
“) ІЪі<1., стр. 79—80. ** Оідііііесі Ьу і^оояіе