Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/102]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
_ У православныхъ, онъ же покинулъ Москву, а, за нихъ разбѣжа¬
лись и приходскіе попы, такъ что православные помираютъ безъ
покаянія и безъ причастія. Воеводы должны донести обо всемъ
государю, чтобы патріархъ и старецъ Арсеній куда не ушли».
Бояринъ уговорилъ толпу разойтись по домамъ, но вечеромъ къ
Красному крыльцу опять собрались земскіе люди, принесли
иконныя доски съ выскребенными ликами и грозили, что разне¬
сутъ эти доски «для оказанія» во всѣ сотни и слободы, а на
другой день опять придутъ къ воеводамъ 1). Однако на этотъ
разъ воеводамъ удалось успокоить народъ, но черезъ нѣсколько
дней волненіе повторилось: ІІронскій писалъ царицѣ, что какая-
то Степанида Калужанка съ братомъ Терешкою разсказываютъ
видѣнія и . запрещаютъ печатать книги 2). Подобныя вспышки протеста были рѣдки, главная работа
Никоновыхъ противниковъ производилась тайнымъ образомъ,
и первое мѣсто въ этой агитаціи принадлежитъ Ивану Неро-
нову, который поддерживалъ сношенія съ Москвой и въ то же
время сѣялъ расколъ въ мѣстѣ своей ссылки и даже .занесъ его
въ Соловецкій монастырь. Обстоятельства складывались для Не-
ронова вполнѣ благопріятно уже съ самаго начала его ссылки:
хотя оѣъ патріарха, согласно извѣстію игумена Ѳеоктиста, и
было приказано «Неронову быть въ хлѣбнѣ, мука сѣетъ, и хот
дить въ черныхъ службахъ», но по всей вѣроятности, это со¬
общеніе Ѳеоктиста преувеличено, такъ какъ, по его же словамъ,
положеніе Неропова въ Спасокаменномъ монастырѣ съ первыхъ
же дней было очень хорошее: «архимандритъ тоя обители Але¬
ксандръ пріятъ его радуяся и глаголя, яко страдальца видѣти
сподоби мя Богъ древняго,—даруя тому честь и выше келаря по¬
ставляя его въ церкви, новый войлокъ овчій подложивъ тому подъ
ноги; и въ келіи жити повелѣвая со отцемъ* его духовнымъ, свя-
щенноинокомъ Григоріемъ, и слугу ему далъ для чести; и исповарни
прибавочныя ѣствы приносить кі, нему повелѣвая въ келью пер¬
вому слугѣ, Смирнову-Аоанасьеву, а имя ему Титъ, а прочимъ
слугамъ квасу доброва къ отцу Іоанну носить повелѣвая въ оло-
вяникахъ.—братины мѣдныя съ покрывалами». Такое обращеніе
архимандрита смущало даже самого Неронова, который и архиман- * 51) Гпббѳнетъ. Ист. изслѣд. дѣла патр. Никона, т. И, стр. 473—474. 5) Соловьевъ. Ист. Россіи, кн. II, стр. 1669. ОідШіесІ Ьу Соодіе