Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

: [url=http://txt.drevle.com/text/besedy_staroobryadcev-melnikova_i_varakina_s_pichuginym-1910/38]Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.[/url]
 

OCR
— 38 — Были прежде еретики - донатіане, и о нихъ Церковь говоритъ въ
69-мъ правилѣ карѳагенскаго собора (славяиск. Кормчей): если обра¬
щаются отъ нихъ епископы, то они должны сохранять свои степени.
Какъ же вообще донатіане принимались, какимъ чиномъ? Замѣчательно,
что когда правило (68, полн. перев.) говоритъ о младенцахъ (мірянахъ,
несомнѣнно, потому что младенцы не могутъ быть попами), то опредѣ¬
ляетъ: должны они приниматься «по древнему чину,—в озложеніемъ
рукъ?». Если принять толкованіе моего собесѣдника, то приходится
признать, что, когда младенцевъ принимаетъ Церковь, то тоже въ попы
ихъ ставитъ. Господа, это, можетъ-быть, смѣшно, но это — фактъ: на
самомъ дѣлѣ, мой собесѣдникъ держится такого взгляда. Если онъ ска¬
жетъ, что здѣсь «руковозложеніе» означаетъ чинопріемъ, то почему не
скажетъ, что и въ 8-мъ правилѣ вселенскаго собора «руковозложеніе»
означаетъ тоже чинопріемъ. Святые отцы говорятъ, что это означаетъ
мѵропомазаніе. Толкуя 57-е правило караѳаг. собора, Вальсамонъ гово¬
ритъ, что «должно принимать еретиковъ-донатіанъ. Но правило не
говоритъ, какъ принимать. Сказано только «руковозложепіемъ». А ты
прочти 7-е правило II вселенскаго собора и что содержится въ немъ,
и узнаешь, что должно дѣлать съ ними» (стр. 515 ). Соборъ постановилъ,
что надо принимать «руковозложеніемъ», но не объяснилъ, что значитъ
«руковозложеніе». Толкователь говоритъ: «ты прочти 7-е правило II со¬
бора и узнаешь, что тамъ сказано». А въ 7-мъ правилѣ II вселенскаго
собора говорится, что еретиковъ надо раздѣлять на два чина, однихъ
крестить, а другихъ мѵропомазать. Значить, по 7-му правилу вселенскаго
собора, ихъ надо не хиротонисать, но только помазать мѵромъ. Помазаніе
мѵромъ, это и есть руковозлоэкеніе. Такъ объясняютъ толкователи, такъ
говорятъ и вселенскіе соборы. А моему собесѣднику почему-то захотѣлось
эти слова протолковать въ новую хиротонію. Нузкно принять во вниманіе, что еретики-донатіане были приняты
въ своемъ чинѣ, когда прошло около юо лѣтъ послѣ проклятія ихъ
вселенскою Церковью. «Донатисты были торжественно осуждены двумя
помѣстными соборами; однимъ, — собравшимся въ Римѣ въ 313 году,
а другимъ, болѣе многочисленнымъ, въ Арелатѣ въ 314 году. Когда же
въ 411 году множество епископовъ и мірянъ изъ донатистовъ уже соеди¬
нились съ католическою Церковію, клирики сохранили свои
степени» («О принятіи схизматиковъ въ православную Церковь»,
стр. 18). Такихъ еретиковъ, которые были осуждены почти 100 лѣтъ