Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

: [url=http://txt.drevle.com/text/besedy_staroobryadcev-melnikova_i_varakina_s_pichuginym-1910/203]Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.[/url]
 

OCR
— 203 — Херасковымъ и Фаррарамъ, то это значитъ, что святоотеческихъ свидѣ¬
тельствъ нѣтъ. Поэтому должно вѣрить несомнѣнно, что пророки, какъ
безпоповцы сами говорятъ въ службѣ, придутъ при второмъ пришествіи
Христа, что они будутъ обличать антихриста, и антихристъ ихъ
убьетъ. Затѣмъ, если мы теперь не видимъ этихъ пророковъ, если мы не
знаемъ: гдѣ и когда они убиты, то отсюда неизбѣжный выводъ, что и
самаго послѣдняго аптихриста еще нѣтъ, что если безпоповцы толкуютъ
о немъ въ духовномъ смыслѣ, кладя въ одну кучу всѣхъ бывшихъ ере¬
тиковъ, антихриста и всѣхъ безбожниковъ, то это заставляетъ ихъ край¬
няя необходимость. Историческія обстоятельства сложились такъ, что
при Никонѣ и Петрѣ должно было родиться убѣжденіе, что антихристъ
царствуетъ. Старообрядцевъ страшно гнали и мучили. Если бы этого
не было, то, можетъ быть, не было бы и этого дикаго убѣжденія, что анти¬
христъ царствуетъ теперь въ мірѣ во всей своей полнотѣ и силѣ. Поэтому
я не могу и обвинять нашихъ старообрядцевъ поморскаго согласія, и ихъ
проповѣдниковъ за то, что они держатся такого убѣжденія: оно было
вынуждено. Въ этомъ злѣ повиненъ нашъ общій врагъ, противникъ и
.чшитель, создавшій, такъ называемую, новообрядческую церковь. Вмѣстѣ
съ тѣмъ я обязанъ говорить и объ антихристѣ. Мой собесѣдникъ хотѣлъ говорить о римской власти. Тотъ, кто зна¬
комъ съ ученіемъ пророковъ объ антихристѣ, даже тотъ не можетъ уло¬
вить основной мысли моего собесѣдника. Не могу и я уяснить ея. Когда
онъ читалъ слова Іеронима святаго и блаженнаго Ѳеодорита, то утвер¬
ждалъ въ концѣ всѣхъ прочтенныхъ мѣстъ, что антихристъ явился въ
міръ въ лицѣ римской власти, явился и въ лицѣ еретиковъ. Но кому же
неизвѣстно, что еретики существуютъ всегда, и отступники и против¬
ники Христа существовали съ самаго рожденія Христова. Въ апостоль¬
скія времена ихъ было, пожалуй, больше, чѣмъ теперь. Вы слышали
сами, сколько было на нашихъ бесѣдахъ перечислено еретиковъ. Есть
такіе, которыхъ сразу и не выговоришь: такъ они хитро называются. Слѣ¬
довательно, если признавать всю эту массу заблуждающихся въ букваль¬
номъ смыслѣ антихристомъ, то значитъ онъ давно явился. Онъ суще¬
ствуетъ въ мірѣ съ самаго пришествія Христа на землю. Но мы должны
говорить не объ этихъ антихристахъ, а о томъ послѣднемъ антихристѣ,
въ которомъ будетъ собрана вся сатанинская злоба и который будетъ
самъ воплощеннымъ діаволомъ.