Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.

: [url=http://txt.drevle.com/text/besedy_staroobryadcev-melnikova_i_varakina_s_pichuginym-1910/108]Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве. Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков. -М.:Тип. Рябушинского, 1910. 312С.[/url]
 

OCR
— 108 — и крещены бы л и еретика м и, если только еретики эти
исповѣдуютъ три лица. А надъ тѣми, которые обращаются ко святой
Церкви отъ другихъ ересей, пустъ будетъ совершаемо крещеніе». Въ
примѣчаніи: «Въ одномъ изъ кодексовъ съ сирійскимъ текстомъ это¬
го фрагмента къ словамъ св. Діонисія прибавлено слѣдующее замѣ¬
чаніе: Къ этому мпѣ7іію присоединились триста осмьнадцать отцовъ,
собравшихся въ городѣ Никсѣ, и пастыри Церквей, жившіе послѣ
питъ». Вотъ какъ ясно сказано у Діонисія въ собственномъ его твореніи.
Затѣмъ, въ 71 главѣ «Кормчей» есть у Тимоѳея ссылка на Кипріана,
который перекрещивалъ всѣхъ. Я уже прочелъ вамъ изъ блаж. Іеро¬
нима, что этотъ соборъ, постановившій перекрещиванье, собрался вновь,
отмѣнилъ это постановленіе и сдѣлалъ новое. Чѣмъ онъ руководство¬
вался? Онъ постановилъ возвратиться къ древнему обычаю «Блаженный
Кипріанъ,— говоритъ Іеронимъ,— старался избѣжать обычно посѣщае¬
мыхъ озеръ и не пить воды чужой; съ цѣлію отвергая крещеніе ере¬
тиковъ, онъ при тогдашнемъ римскомъ епископѣ Стефанѣ, который былъ
двадцать вторымъ, считая отъ блаженаго Петра, составилъ по этому пред¬
мету соборъ африканскій. Но стараніе его осталось тщетнымъ. Тѣ же
самые епископы, которые вмѣстѣ съ нимъ поста¬
новили перекрещивать еретиковъ, возвратившись
потомъ къ д ре вн му обычаю, издали новое оп ре дѣ-
лені е» (Твор. бл. Іеронима, ч. 4, стр. 88). Ясно, что это постановленіе
собора имъ самимъ отмѣнено. Какъ же вы имъ руководиться можете?
Святые отцы собрались, да отмѣнили, а вамъ оно потребовалось вновь. Относительно Кипріанова ученія о крещеніи у Матѳея Правильника
говорится, что Василій Великій объявилъ ученіе Кипріана, какъ са¬
мимъ имъ отмѣненное, празднымъ; значитъ, для руководства оно не
нужно. Я уже прочиталъ слова блаж. Августина о томъ, что крещеніе,
совершенное еретиками правильно, повторять беззаконно; но это беззако¬
ніе и практикуется у старообрядцевъ-поморцевъ. Затѣмъ мы имѣемъ
подъ руками доказательство препод. отца Викентія Лиринскаго, который
говорить о тѣхъ, кто руководствуется соборомъ Кипріана, слѣдующее:
«Какое вліяніе имѣлъ самый соборъ африканскій или рѣшеніе его? По
милости Божіей, никакого; но все, какъ сновидѣпія, какъ басни, какъ
нелѣпости, отмѣнено, отвергнуто, попрано. И,—о чудный оборотъ об¬
стоятельствъ! Виновники того мнѣнія признаются каѳоликами, а послѣ¬
дователи еретиками, учители разрѣшаются, а ученики осуждаются, пи-