Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/76]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
десятого месяца; в первый день десятого месяца показались
верхи гор" (Быт. VIII, 4, 5).
Итак, если месяцы были такими же, как и теперь, то
такими же, конечно, были и годы. Трехдневные месяцы
не могли иметь двадцати семи дней. А если — чтобы
пропорционально уменьшить все — днем тогда называлась
тридцатая часть трех дней; то окажется, что такой великий
потоп, который представляется совершившимся за сорок
дней и ночей, совершился менее, чем за четыре дня. Кто
допустит подобную глупость и несообразность? Поэтому
да устранится это заблуждение, которое, желая ложным
предположением увеличить достоверность нашего Писания
в одном случае, подрывает его в другом. Несомненно, и
тогда был такой же день, как и теперь, определявшийся
двадцатью четырьмя часами дня и ночи; такой же месяц,
как и теперь, начинавшийся рождением и оканчивавшийся
исходом луны; такой же год, как и теперь, состоявший
из двенадцати лунных месяцев с добавлением до полного
солнечного круга пяти дней с четвертью; был второй месяц
такого шестисотого года жизни Ноевой, и двадцать седьмой
день такого месяца, когда начался потоп; во время его
сорок дней шли непрерывные дожди, и эти дни имели
не по два или несколько более часов, а по двадцать
четыре часа дневного и ночного времени. Поэтому и те
древние люди жили порою более, чем по девятьсот таких
же больших лет, каких впоследствии Авраам прожил сто
семьдесят пять, а после него сын его, Исаак, сто восемь­
десят, а сын последнего, Иаков, около ста пятидесяти, и
каких Моисей, спустя несколько веков, прожил сто двад­
цать, а в настоящее время люди проживают семьдесят или
восемьдесят, или немногим более, но о которых уже
сказано: "Самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо
проходят быстро, и мы летим" (Пс. LXXXIX, 10).
Что же касается той разницы в числах, которая заме­
чается между еврейскими и нашими кодексами и не
противоречит этой долговечности древних, то, если ока­
зывается такое различие, что нельзя признать истинным
и то и другое, исторической достоверности нужно искать
в том языке, с которого сделан наш перевод. Возможность
76