Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/561]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
и Господа нашего. Ибо таково значение самого имени
Иисус, которое переводится Спаситель, — Спаситель,
главным образом, от того, чтобы после настоящей жизни
не приняла нас еще более бедственная и вечная, не жизнь,
а* смерть. Ибо, хотя в настоящей жизни и бывают великие
облегчения и врачевания через священные предметы и
святых людей, однако и такие милости этим путем не
всегда сообщаются просящим, чтобы люди не ради этого
стремились к религии, а ради другой жизни, где не будет
уже никаких зол; и если лучшим людям благодать помога­
ет в несчастьях и настоящей жизни, то с той только це­
лью, чтобы они переносили их тем мужественнее, чем
крепче их вера. В этом отношении, говорят ученые века
сего, полезна и философия, которую, как замечает Туллий,
некоторым немногим людям сообщили в истинном ее ви­
де боги. Людям, говорит он, или богами не дано боль­
шего дара, или не могло быть дано никакого; отсюда
видно, что и сами те, против которых мы ведем речь,
как бы там ни было, а вынуждены факт обладания фи­
лософией, не всякой, а именно истинной, признать делом
божественной благодати. Если же, далее, против злополу­
чий настоящей жизни дана свыше немногим единствен­
ная помощь в лице истинной философии, то и отсюда
достаточно видно, что род человеческий осужден на сос­
тояние бедственного наказания. А так как нет, как призна­
ют они, никакого в сравнении с этим большего дара, то
надобно думать, что дар этот дан не другим каким-либо
богом, а Тем, Которого они, чтущие многих богов, называ­
ют наибольшим.
Глава XXIII
Но кроме зол настоящей жизни, общих добрым и злым,
праведники имеют здесь и некоторые свои собственные
подвиги, которые они совершают, воюя с пороками и
подвергаясь испытаниям и опасностям этой войны. В
самом деле, временами сильнее, временами слабее, но
плоть не перестает противоборствовать духу, а дух —
559