Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/515]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
нарушением природы, если бы сущее от земли не оставалось
в земле". Таков главный аргумент мудрецов, мысли которых
Господь знает, что они суетны (Пс. XCIII, 11). И в самом
деле, если бы мы состояли из одной только души, были
бы духом безо всякого тела и, обитая на небе, не знали
бы земных животных, а между тем нам бы сказали, что
настанет время, когда мы будем соединены некоторыми
удивительными узами с одушевленными земными телами,
то, отказываясь этому поверить, не привели бы мы более
сильный аргумент, если бы сказали, что противно приро­
де, чтобы нечто бестелесное было связано телесными уза­
ми? И однако, земля полна душами, оживляющими земные
тела, удивительным образом с ними соединенными.
Почему же волею того же Бога, Который создал подоб­
ные существа, земное тело не может быть возвышено в
тело небесное, если душа, превосходящая собою всякое
небесное тело, могла быть соединена с земным телом?
Или разве небольшая частичка земли могла вместить в
себе нечто лучше по сравнению с небесным телом, чтобы
быть чувствующею и живою, а небо откажется принять
ее, уже чувствующую и живую, или принятую не будет в
состоянии поддерживать, хотя чувствует и живет она бла­
годаря упомянутому, лучшему по сравнению со всяким
небесным телом, началу? Но теперь этого не бывает,
потому что еще не наступило время, когда быть тому
определено волею Того, Кто вещи, приглядевшиеся нам
и потерявшие поэтому ценность, сотворил более удиви­
тельным образом, чем то, чему те не верят. Ведь если
факт, что бестелесные души, превосходящие собою небес­
ные тела, соединены с земными телами, удивляет нас не
так сильно, как то, что земные тела восхищаются, правда,
в небесные, однако все же телесные обители; то не пото­
му ли единственно, что первое мы привыкли видеть, да
и сами мы таковы, между тем как вторым еще не сдела­
лись, да никогда того и не видели? На непредубежденный
взгляд соединение бестелесного с телесным, без сомнения,
представляется более удивительным божественным делом,
чем соединение хотя и различных, небесных и земных,
однако же, все-таки тел.
513