Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/436]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
Исайю, после обетовании нового неба и новой земли,
между прочими подробными аллегорическими и загадоч­
ными описаниями блаженства святых (излагать которые
надлежащим образом не дозволяет нам желание избегнуть
длиннот), Бог говорит: "Дни народа Моего будут, как дни
дерева" (Ис. LXV, 22). Кому, открывавшему священные
книги, не известно, где насадил Бог дерево жизни*, вокруг
которого, когда от вкушения его были отстранены люди,
изгнанные из рая собственной неправдой, была поставлена
огненная и ужасающая стража (Быт. III, 24)?
Кто-нибудь возразит, что дни дерева жизни, о которых
упомянул Исайя, суть именно те дни, которые в настоящее
время переживает церковь Христова, что деревом жизни
пророчески назван сам Христос, потому что Он есть Пре­
мудрость Божия, о которой Соломон говорит: "Она —
дерево жизни для тех, которые приобретают ее" (Притч.
III, 18), и что те первые люди провели в раю отнюдь не
годы, но были изгнаны из него так скоро, что не родили
там ни одного сына, и потому времени того нельзя разу­
меть в вышеприведенных словах. Я обхожу это возражение,
чтобы не быть вынужденным (что было бы слишком
длинно) разбирать все, чтобы из этого всего обнаруженная
истина утвердила нечто. Я имею другое соображение и не
согласен с той мыслью, будто через пророка обещаны
нам, как великий дар, древние дни и прежние годы плот­
ских жертв. Ведь те жертвы ветхого закона повелевалось
из всякого рода животных приносить чистые и безо всякого
порока, и обозначали они людей святых, каким единственно
оказался Христос, не имевший вовсе никакого греха.
Поэтому, так как после суда, когда будут очищены огнем
оказавшиеся достойными такого очищения, во всех святых
не найдется уже вовсе никакого греха и они принесут
себя самих (в жертву) в правде; так что жертвы такие
будут во всех отношениях чистыми и безо всякого порока;
то эти жертвы, действительно, и будут как в древние дни
и в прежние годы, когда в преобразование этого будущего
приносились чистейшие жертвы. В бессмертной плоти и
* У Августина: "Дни народа Моего будут, как дни дерева жизни".
434