Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/426]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
fjiaBa XXIII
Даниил в своих пророчествах об этом последнем суде
также начинает с предсказания об имеющем быть пришес­
твии антихриста и доводит повествование свое до вечного
царства святых. В пророческом созерцании он видел четы­
рех зверей, означающих четыре царства; видел, что царство
четвертое будет покорено некиим царем, в котором узна­
ется антихрист; видел после этого царство Сына Человече­
ского, под которым разумеется Христос, а затем сказал:
"Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и
видения головы моей смутили меня. Я подошел к одному
из предстоящих и спросил у него об истинном значении
всего этого". Затем, что услышал от того, у кого обо всем
этом спрашивал, он передает как бы словами рассказы­
вавшего ему следующим образом: "Эти большие звери,
которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от
земли. Потом примут царство святые Всевышнего, и будут
владеть царством вовек и во веки веков". "Тогда поже­
лал я, — продолжает (Даниил), — точного объяснения о
четвертом звере, который был отличен от всех и очень
страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал
и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах,
которые были на голове у него, и о другом вновь
вышедшем, перед которым выпали три, — о том самом
роге, у которого были глаза и уста, говорящие высоко­
мерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел,
как этот рог вел брань со святыми, и превозмогал их,
доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым
Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладе­
ли святые".
Об этом, говорит Даниил, он спрашивал. А что он
получил в ответ, о том сообщает вслед за этим: "Об этом
он сказал (т. е . ответил тот, у кого он спрашивал): зверь
четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное
от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попи­
рать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого
царства восстанут десять царей, и после них восстанет
иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей, и
424