Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/367]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
Глава XXVI
Поэтому, как жизнь плоти есть душа, так блаженная
жизнь человека есть Бог; о чем священные Писания евре­
ев говорят: "Блажен народ, у которого Господь есть Бог"
(Пс. CXLIII, 15). Следовательно, отчужденный от Бога
народ несчастен. Но и этот народ любит своего рода мир,
хотя и не отличающийся честностью, которого, впрочем,
в конце иметь не будет, так как прежде конца ненадле­
жащим образом им пользуется. А чтобы до времени он
в этой жизни имел его, это важно и для нашего града;
пока оба града взаимно перемешаны, пользуемся и мы
миром Вавилона, из которого народ Божий освобождается
верою так, как если бы находился в нем во временном
странствии. Поэтому-то и апостол увещевает церковь мо­
литься за царей и начальствующих, прибавляя: "Дабы
проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком
благочестии и чистоте" (I Тим. II, 2). И пророк Иеремия,
когда предсказывал древнему народу Божию предстоящий
плен и от лица Божия повелевал, чтобы с покорностью
шли в Вавилон, служа своему Богу самим этим терпением,
убеждал также, чтобы молились за него (Вавилон), говоря,
что "при благосостоянии его и вам будет мир" (Иерем.
XXIX, 7); мир, разумеется, временный, общий и добрым
и злым.
Глава XXVII
Наш же частный мир и в данное время есть с Богом
в вере, и в вечности будет с Ним в видении (II Кор. V,
7). Но в данное время как тот общий, так и наш особен­
ный мир таков, что представляет собою скорее утешение
в несчастье, чем радость блаженного состояния. Даже сама
справедливость наша, хотя и истинна по причине конечной
цели истинного блага, к которой имеет непосредственное
отношение, в этой жизни, однако же, такова, что скорее
осуществляется отпущением грехов, чем усовершением до­
бродетелей. Свидетельствует об этом молитва града Божия,
странствующего на земле. Ибо через всех членов своих
367