Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/351]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
своего странствования в областях земного града, хотя и
получив уже обетование искупления и в виде залога его

дар духовный, он не колеблется повиноваться законам
земного града, которыми управляется то, что служит для
* поддержания смертной жизни, чтобы, поскольку обща са­
ма смертность, в вещах, к ней относящихся, сохранялось
согласие между тем и другим градами.
Но земной град имел неких своих, божественным уче­
нием не одобряемых мудрецов, которые, будучи надоумлены
или обмануты демонами, полагали, что к человеческому
миру следует приурочить многих богов, к различным как
бы должностям которых относятся различные подведомые
предметы: одному подведомо тело, другому — душа; и в
самом теле одному — голова, другому — шея и прочее,
особое — особому; так же точно в душе одному — ум,
другому — наука, иному — гнев, иному — пожелание;
и в самих житейских делах одному — скот, другому —
пшеница, третьему — вино, тому — масло, этому —
леса, иному — монета, иному — судоходство, иному —
войны и победы, иному — супружества, иному — роды
и плодовитость, иным — прочее в том же роде. Град же
небесный знал, что следует почитать только единого Бога,
и с истинным благочестием полагал, что только ему следует
служить тем служением, которое по-гречески называется
taxxpeici и обязательно лишь в отношении к Богу. Из-за
этого вышло так, что он не мог иметь с градом земным
общих религиозных законов и был поставлен в необ­
ходимость вследствие этого спорить с последним, стал в
тягость людям противоположного образа мыслей, подверг­
ся их гневу, ненависти и преследованиям, пока, наконец,
страхом своего многолюдия и всегдашней божественной
помощью не обуздал дерзости своих врагов.
Итак, этот небесный град, пока он находится в земном
странствовании, призывает граждан из всех народов и
набирает странствующее общество во всех языках, не
придавая значения тому, что есть различного в нравах,
законах и учреждениях, которыми мир земной устанав­
ливается или поддерживается; ничего из последнего не
отменяя и не разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая
351
12 3ак. 3601