Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/73]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
жречества в культе римлян пользовался (как это показывает
и шапка фламинов) таким превосходством, что фламинов
было только три, установленных трем богам: фламин
юпитеровский — Юпитеру, марсовский — Марсу и квири-
нальский — Ромулу (ибо последнего, как бы по благос-
клонности граждан принятого в число небесных богов,
они потом назвали Квирином). Таким образом, он предпо-
чтен был Нептуну и Плутону, братьям Юпитера, и даже
Сатурну, их отцу, так что тот самый род жречества,
который усвоялся Юпитеру, усвоен был и ему, а Марсу,
вероятно, уже благодаря Ромулу, отцом которого тот счи-
тался.
Глава XVI
Затем, если бы римляне могли получить от своих богов
законы для жизни, то не заимствовали бы они, через
несколько лет после основания Рима, у афинян законов
Солона; и притом содержали эти законы не в том виде,
в каком приняли, а старались улучшить и исправить. Хотя
Ликург и похвалялся, будто законы для лакедемонян он
составил по велению Аполлона, однако римляне благора-
зумно не поверили этому и приняли законы не оттуда.
Рассказывают, что преемник Ромула, Нума Помпилий,
издал некоторые, хотя и решительно недостаточные для
управления государством, законы, которыми установил мно-
гие священнослужения; но никто же не говорит, что эти
законы он получил от богов. Таким образом, боги римлян
нисколько не заботились о том, чтобы отвратить от своих
поклонников душевное зло, зло жизни и нравов, которое
так велико, что их ученейшие мужи утверждают, что от
него погибают республики и при целости городов; а,
напротив, всячески старались, чтобы, как о том было
сказано выше, это зло еще более увеличивалось.
71