Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/72]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
полубогом; не сравниваем его ни со святым ангелом
всевышнего Бога, ни с истинным пророком, ни с кем-либо
из апостолов, ни с каким-нибудь мучеником Христовым,
ни с каким угодно христианином. Почему это так, мы,
с помощью Божией, объясним в надлежащем месте.
Тем не менее, в виду того, что они* сами почитают
его полубогом, мы думаем, что его следует предпочитать
если не Ромулу и Геркулесу (хотя никто из историков и
поэтов не говорил о Платоне, что он убил брата или
совершил какое-либо иное преступление), то, по крайней
мере, Приапу, или некоему Кинокефалу, или, наконец,
Лихорадке — божествам, которых римляне отчасти заим-
ствовали со стороны, отчасти же обоготворили сами. Итак,
каким бы образом стали устранять добрыми заповедями
и законами угрожавшее душе и нравам страшное зло или
заботиться об уничтожении укоренившегося уже зла такие
боги, которые, напротив, сами старались сеять и умножать
беззакония, желая, чтобы посредством театральных пред-
ставлений народ узнавал о таких божественных делах, что
непотребнейшая человеческая похоть возжигалась сама со-
бою, как бы опираясь на божественный авторитет? Цицерон
напрасно указывал на это, говоря о поэтах: "В то время,
как доносится до них одобрительный крик народа, точно
какого-то великого и мудрого учителя, какой напускают
они мрак! Каких нагоняют страхов! Как разжигают они
самые дурные страсти!"
Глава XV
Да и при самом избрании ложных богов, чем другим
руководствовались они по преимуществу, как не лестью?
Платона, которого считают полубогом, за столь многие
исследования его, направленные к охранению нравов от
повреждения духовным злом, которого особенно надлежит
бояться, они не удостоили даже небольшого храма; а
своего Ромула поставили выше многих богов, хотя, по
тайной доктрине, и его считают скорее полубогом, чем
богом. Ибо ему установили даже и фламина, каковой род
70