Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/7]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
А между тем, если бы было у них хоть сколько-нибудь
здравого смысла, они должны были бы все то, что
претерпели от врагов сурового и жестокого, приписать
божественному провидению, которое обыкновенно исправ-
ляет и сглаживает войнами испорченные нравы людей,
справедливую же и похвальную жизнь смертных в то же
самое время этими поражениями упражняет, и по испы-
тании или переносит их в лучший мир, или удерживает
на этой земле ради пользы других. А то, что кровожадные
варвары, вопреки обычаю войны, пощадили их ради имени
Христова в местах, посвященных имени Христову, — это
им следовало приписать временам христианским. И за это
они должны были благодарить Бога, и чтобы избежать
наказания вечным огнем, искренне прибегнуть к имени
Его, имени, которое многие употребили ложно, чтобы
избежать неминуемой гибели. Ведь среди тех, которых ты
видишь так дерзко и нагло издевающимися над рабами
Христовыми, весьма много таких, которые не избежали
бы этой гибели и истребления, если бы не выдали себя
ложно за рабов Христа. И вот, в неблагодарной своей
гордыне и по нечестивейшему безумию, чтобы получить
наказание вечным мраком, восстают они извращенным
сердцем своим против имени Его, имени, к которому
прибегли лукавыми устами своими, чтобы пользоваться
временным светом!
Глава II
Описано немало войн, которые велись как до основания
Рима, так и после, в том числе и во времена империи:
пусть прочитают и скажут, был ли какой-либо город взят
иноплеменниками так, чтобы враги, взявшие его, пощадили
тех, кого нашли укрывшимися в храмах своих богов; или
чтобы какой-либо предводитель варваров дал повеление,
ворвавшись в город, не убивать никого, кто убежал бы в
тот или иной храм? Разве не видел Эней, как Приам на
жертвеннике
5