Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/586]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
пищу вследствие возможности, а не вследствие необхо-
димости. Это делали и ангелы, когда являлись видимым
и осязаемым образом людям, — не потому, чтобы нуж-
дались, а потому, что хотели и могли, чтобы стать ближе
к людям по некоторому чувству человеколюбия при испол-
нении своего служения. Ибо не следует думать, будто ан-
гелы призрачно употребляли пищу, когда люди оказывали
им гостеприимство (Быт. XVIII); хотя, не знающим того,
что это были ангелы, казалось, что они ели вследствие
такой же потребности, какую имеем и мы. Поэтому ангел
в книге Товита говорит: "Вы видели, что я ел, но видели
на свой взгляд" (Тов. XII, 19), то есть: "Вы полагали,
что я принимал пищу вследствие необходимости, для
подкрепления тела, подобно тому, как это делаете вы".
Но если относительно ангелов и можно предполагать
что-либо другое, более вероятное, то, по крайней мере,
относительно самого Спасителя христианская вера не сом-
невается в том, что Он и по воскресении, будучи уже
хотя в духовной, но в истинной плоти, принимал вместе
с учениками пищу и питье (Лук. XXIV). Ибо у таких тел
отнимается не возможность, а потребность в пище и питье.
Поэтому они и духовными будут не потому, что перестанут
быть телами, а потому, что будут существовать, оживо-
творенные духом.
Глава XXIII
Ибо как те тела, которые имеют душу живую, а не
дух животворящий, называются телами душевными, и,
однако, это не души, а тела; так и оные тела называются
духовными, и, однако же, мы должны быть далеки от
признания их духами. Эти тела будут иметь природу,
свойственную плоти, но оживотворяемую духом, и не будут
подвергаться никакой косности и телесному тлению. Че-
ловек тогда будет уже не земным, а небесным, — не
потому, что тело, созданное из земли, не будет тем же
самым, а потому, что оно, по небесному дару, будет уже
таким, что будет способно жить и на небе; не вследствие
584