Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/534]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
городе Афинах в школе, называвшейся академией, так и
за несметное число веков прежде через весьма обширные,
но определенные периоды, повторялись тот же Платон,
тот же город, та же школа и те же ученики; и впоследствии,
по прошествии бесчисленных веков, снова должны пов-
ториться. Чуждо, говорю, это нашей дере. Ибо Христос
однажды умер за грехи наши; восстав же, "уже не умирает:
смерть уже не имеет над Ним власти" (Рим. VI, 9); и
мы по воскресении "всегда с Господом будем" (I Фес.
IV, 17), Которому одному только мы говорим то, что
внушается в священном псалме: "Ты, Господи, сохранишь
их, соблюдешь от рода сего во век"(Пс. XI, 8). Вполне
соответствующим этому считаю и последующее слова:
"Повсюду ходят нечестивые" (Пс. XI, 9): не потому, что
жизнь их будет проходить через воображаемые ими круги,
а потому, что таков именно путь их заблуждения, т. е.
ложное учение.
Глава XIV
Что же удивительного, если они, блуждая в этих кру-
говращениях, не находят ни входа, ни выхода? Они не
знают, ни откуда начался, ни чем окончится род челове-
ческий и наша смертность; потому что не могут постигнуть
высоты Божией: как Он, будучи Сам вечным и безна-
чальным, начав, однако же, с некоторого момента, сотворил
во времени и времена, и человека, которого прежде никогда
не создавал, и сотворил не по новому и внезапному, а
по вечному и неизменному решению. Кто в состоянии
исследовать и испытать эту неисследимую и неиспытуемую
высоту, по которой Бог во времени по неизменяемой воле
создал временного человека, прежде которого не было
никого из людей, и от одного человека размножил род
человеческий? Ибо и псалом, предпослав слова: "Ты,
Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего во век"
(Пс. XI, 8), и затем отразив тех, в безумном и нечестивом
учении которых нисколько не предоставляется душе вечно-
го освобождения и блаженства, прибавив: "Повсюду ходят
532