Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/533]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
несчастьям и от бедственного состояния переходит к
блаженству, то, значит, бывает нечто новое во времени,
не имеющее временного предела. Но почему в этом случае
не то же бывает и с миром? Почему то же не бывает и
с человеком, созданным в мире? Почему бы ему в здравом
учении стезею правого пути не избежать каких-то мнимых
кругообращений, изобретенных ложными и коварными
мудрецами?
Некоторые полагают, будто бы и то, что написано в
первой главе книги Соломона, называемой Екклесиаст:
'Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делать-
ся, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о
чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже
в веках, бывших прежде нас" (Еккл. I, 9, 10), сказано об
этих кругообращениях, возвращающих и восстанавлива-
ющих все в одном и том же виде*. Но он сказал это
или о том, о чем говорил выше, то есть о поколениях,
из которых одни проходят, другие приходят, о круговых
движениях солнца, о течениях рек или, пожалуй, о родах
всех вещей, которые появляются и исчезают. Были, напри-
мер, люди и прежде нас, существуют они и вместе с
нами, будут и после нас; так же точно те или другие
животные и деревья. Самые чрезвычайные явления, вы-
ходящие из ряда обыкновенных, хотя отличаются одни от
других и о некоторых рассказывается, что они были только
один раз, насколько они вообще чудесны и чрезвычайны,
непременно и прежде были и будут; ничего нового и
небывалого не представляет собою то, что чрезвычайные
явления бывают под солнцем. Некоторые, впрочем, тол-
ковали эти слова в том смысле, будто Премудрый хотел
дать понять, что уже все было сделано в предопределении
Божием и потому ничто не ново под солнцем.
Во всяком случае, с правою верой несовместима мысль,
будто этими словами Соломон обозначил те кругообра-
щения, которые, по их мнению, повторяют те же самые
времена и те же самые временные вещи так, что, например,
как в известный век философ Платон учил учеников в
* Origen. lib. Ill, cap. 5.
531