Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/478]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
так что последний есть свет не сам в себе, но в Боге.
Но если ангел отвращается от Него, то делается нечистым,
каковы все, называющиеся нечистыми духами, которые
уже не свет в Господе, но сами в себе тьма, как лишенные
причастия вечному Свету. Ибо зло не есть какая-либо
сущность; но потеря добра получила название зла.
Глава X
Есть только одно простое, и потому единственно неиз-
меняемое Благо — Бог. Этим Благом сотворены все блага,
но не простые, а потому и изменяемые. Я говорю сот-
ворены, т. е. соделаны, а не рождены. Ибо рожденное от
простого блага равно просто и есть то же, что и то, от
которого оно рождено. Этих двух мы называем Отцом и
Сыном, и эти два вместе с Духом Святым суть единый
Бог. Сей Дух Отца и Сына в священном Писании назы-
вается Святым Духом в некотором особенном смысле это-
го слова. И Он есть иной, чем Отец и Сын, потому что
Он ни Отец, ни Сын; но говорю — иной, а не иное,
потому что и сие Благо одинаково просто, неизменяемо
и совечно. И эта Троица есть один Бог и не теряет своей
простоты от того, что Троица. Ибо эту природу Блага мы
называем простою не потому, что в ней или один Отец,
или один Сын, или один Дух Святой; и не потому, чтобы
эта Троица существовала только по имени без самостоя-
тельности лиц, как думали еретики-савеллиане. Но Она
называется простою по той причине, что то, что имеет,
и есть Она сама, за исключением того, что говорится о
каждом лице по отношению к другому. Ибо хотя Отец
имеет Сына, однако же Он не есть Сын; и Сын имеет
Отца, и тем не менее Он не Отец. Итак, насколько
говорится о Ком-либо из них в отношении к Нему же,
Он есть то, что имеет; так, например, сам Он по себе
называется живым, как имеющий жизнь, и эта жизнь есть
сам Он.
Поэтому простою называется та природа, которой не-
свойственно иметь что-либо такое, что она могла бы
476