Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/327]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
Глава III
Таким образом, о Сократе первом говорят, что он
поставил целью философии исправление и образование
нравов, тогда как до него все наибольшее внимание
обращали на исследование вещей по преимуществу фи-
зических, т. е. естественных. Я не нахожу возможным
однозначно определить, что побудило к этому Сократа:
отвращение ли к предметам темным и неопределенным и
желание открыть что-нибудь ясное и точное, необходимое
для блаженной жизни, ради которой единственно, по-
видимому, и трудились с такой рачительностью все фило-
софы; или же, как охотнее предполагают некоторые, он
не хотел, чтобы нечистые от земных страстей души дерзали
касаться вещей божественных, так как он видел, что они
доискиваются таких причин вещей, которые прежде всего
и главнейшим образом находятся в ведении единого и
высочайшего Бога; почему и полагал, что они могут быть
постигаемы не иначе, как чистою душой, и думал, что
следует настаивать на очищении жизни добрыми нравами,
дабы дух, освобожденный от гнетущих его страстей, был
в состоянии естественною силой возвышаться к вечному
и созерцать чистым разумением природу бестелесного и
неизменного света, в котором пребывают причины всех
сотворенных вещей.
Известно, однако же, что в этих моральных вопросах,
которым (Сократ) посвящал все свое внимание, он, то
сознаваясь в своем незнании, то скрывая свое знание,
удивительной замысловатостью речи и необыкновенным
остроумием раздражал и выводил на свет глупость невежд,
воображающих, что они кое-что знают. Этим он возбудил
против себя ненависть, подвергся осуждению по ложным
обвинениям и был наказан смертью. Но после, когда
Афины то самое, что осудили публично, публичным же
образом оплакивали, негодование народа обратилось на
двух обвинителей его до такой степени, что один из них
погиб от рук толпы, а другой смог избежать подобного
же наказания только добровольной и вечной ссылкой.
Естественно, что такая безукоризненная слава жизни и
325