Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/165]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
что не было бы частью Бога. А если это так, то кому
не видно, какие нечестивые и кощунственные следствия
вытекают отсюда? Всякий, например, попирая что-либо
ногами, попирает часть Бога, при каждом убийстве жи-
вотного убивает часть Бога. Не хочу говорить всего, что
может приходить на ум, но не может быть высказано в
силу естественной стыдливости.
Глава XIII
Если же говорят, что только разумные животные, на-
пример, люди, суть части Бога, то я не понимаю, каким
образом отделяют они от Его частей животных неразумных,
коль скоро Бог — весь мир? Впрочем, зачем препираться
нам из-за этого? В рассуждении самого разумного живо-
тного, т. е. человека, что может быть несчастнее мысли,
что когда наказывается дитя, наказывается Бог? Кто, кроме
совершенно безумного, может также допустить, что части
Бога бывают похотливыми, несправедливыми, нечестивыми
и заслуживающими всякого осуждения? Наконец, из-за
чего гневается Бог на тех, которые не чтут Его, когда не
чтут Его Его же части? Остается им, таким образом,
сказать, что все боги имеют свою собственную жизнь, что
каждый из них живет сам по себе и что ни один из них
не составляет части другого; но что почитать следует тех
из них, которых можно знать и почитать; потому что их
так много, что знать и почитать всех нет никакой воз-
можности. А так как над всеми богами начальствует в
качестве царя Юпитер, то думаю, что по их мнению
именно он основал и увеличил Римское царство. Ибо,
если это сделано не им, то кто другой из богов мог, на
их взгляд, выполнить столь великое дело, когда каждый
из этих богов занят своими обязанностями и делами и
не вмешивается в обязанности и дела других? Итак, царство
людей мог распространить и увеличить только царь богов.
163