Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/130]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
Римскую республику. Было забрано оружие из храмов;
римляне как бы так говорили своим богам: "Сложите
оружие, которое держали так долго без всякого толку;
может быть, наши рабы будут в состоянии принести
какую-нибудь пользу там, где вы, наши боги, ничего не
смогли сделать". В то же время государственная казна
оказалась слишком оскудевшей для выдачи жалованья
войскам; на общественное дело пошли частные богатства,
причем каждый отдавал все, что имел, и даже сенаторы,
а тем более другие состояния и трибы, не оставили у
себя ничего из золота, кроме золотых колец, по одному
у каждого, и булл, по одной же: жалких знаков дос-
тоинства*. Кто перенес бы все это, если бы дело дошло
до такой крайности в наше время, когда мы едва переносим
настоящее, когда ради пустых забав гистрионам дарят
гораздо больше, чем в то время, в годину крайней опас-
ности, было собрано легионам?
Глава XX
Из всех этих бедствий второй пунической войны не
было ни одного, заслужившего более сожаления и жалоб,
как гибель Сагунта. Этот испанский город, весьма дру-
жественный римскому народу, был разрушен за то, что
хранил этому народу верность. Ибо Ганнибал, разорвав
заключенный с римлянами договор, искал повод побудить
их к войне. С этой целью он нагло подверг осаде Сагунт.
Когда до Рима дошли об этом слухи, были отправлены
к Ганнибалу послы, чтобы убедить его снять осаду. Не
удостоенные внимания, послы направились в Карфаген и
жаловались там на нарушение договора; но не добившись
ничего, возвратились в Рим. Пока все это тянулось,
несчастный город, самый богатый, которым больше всего
дорожили как Испания, так и Римская республика, был
* Буллами назывались золотые украшения, которые, как отличи-
тельные знаки, носили дети знатных фамилий; золотые же кольца
носили исключительно сенаторы, всадники и высшие магистраты.
128