Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/107]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/url]
 

OCR
росшее благодаря законам, нравам и расширению владений,
казалось достаточно счастливым и достаточно могущест-
венным, благосостояние его, как это по большей части
бывает у людей, возбудило зависть. И вот соседние цари
и народы стали враждебно нападать на них, а из друзей
немногие подавали им помощь. Остальные, поддавшись
страху, устранялись от опасностей. Но римляне, одинаково
преданные делам внутренним и военным, не теряли вре-
мени, вооружались, воодушевляли друг друга и шли на-
встречу врагам, защищая оружием свободу, отчизну и
родителей. После, когда своею доблестью они устранили
угрожавшие им опасности, они подавали помощь своим
союзникам и друзьям, и снискали дружбу не столько
получая сами, сколько оказывая благодеяния другим"*.
При таком образе действий возвышение Рима было
вполне заслуженным. Но в царствование Нумы, когда так
долго продолжался мир, нападали ли на него и вызывали
ли его на войну недобросовестные соседи; или ничего
такого не было, и потому мир этот не нарушался? Ведь
если на Рим нападали и в то время, но оружию не было
противопоставляемо оружие же, то как делалось тогда, что
враги останавливались, не будучи побеждены ни в одном
сражении, не будучи устрашены никаким воинственным
натиском, также точно могло делаться и всегда, и всегда
Рим царствовал бы при затворенных дверях Януса. Если
же это было невозможно, то Рим пользовался миром не
до тех пор, пока того хотели его боги, а до тех, пока
того хотели окружавшие его с той или иной стороны
люди, которые не вызывали его на войну; или боги этого
рода дерзнут представлять человеку как идущее от них и
то, чего желает или не желает другой человек?
То, пожалуй, верно, что демонам попускается устрашать
или возбуждать злые души; но важно то, насколько это
попускается. Если бы они всегда могли это делать, и
высшая таинственная сила не делала многого вопреки их
усилиям, они имели бы всегда в своей власти и мир, и
военные успехи, так как последние почти всегда зависят
* Sallust. de Catilinae conjurat. VI.
105