Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [url=http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/665]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/url]
 

OCR
Он неизреченными словами в том Своем виде, в котором
никто не может Его видеть и остаться живым, если только
он некоторым образом не умирает, совершенно ли выходя
из тела, или же отрешаясь от телесных чувств так, что,
как говорит апостол, уже не знает, в теле ли он, или
находится вне тела, когда бывает восхищен и перенесен
в подобное видение.
Глава XXVII
Поэтому можно допустить, что апостол третьим небом
назвал тот третий род зрения, который превосходнее не
только зрения телесного, коим созерцаются телесные пред-
меты, но и духовного, коим созерцаются телесные подобия
при посредстве духа, — тот (третий) род, коим созерцается
слава Божия, для лицезрения которой очищаются сердца,
как написано: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога
узрят" (Мф. V, 8), созерцается не в виде какого-нибудь
телесного или духовного знака, но "лицем к лицу", или,
как написано о Моисее, "устами к устам", т. е. в том
виде, в каком так или иначе существует Бог, сколь бы
мало ни был способен постигать Его наш разум, отличный
от Него даже в том случае, когда очищен от всякой
земной скверны и отрешен от всякого тела и телесного
подобия, ибо пока мы находимся в дальнем от Него
странствии, даже если живем здесь и праведно.
Почему же нам не думать, что великому апостолу,
учителю языков, восхищенному в такое чрезвычайное ви-
дение, Бог захотел показать ту жизнь, в которой мы будем
жить вечно после жизни сей? Почему не назвать ее раем,
который грядет на смену того, в котором телесно жил
Адам среди тенистых и плодовитых деревьев? Ибо и
Церковь, которая собирает нас в лоно своей любви,
называется раем с плодом яблочным. Но так названа она
иносказательно в предположении, что под тем раем, в
котором находился Адам, предуказана была Церковь, хотя,
быть может, под тем раем предуказана была и жизнь
святых, которая проводится ими теперь в Церкви, и та
жизнь, которая после земной ожидает их в будущем. Так,
663